23 апреля — день, богатый на события, оставившие свой след в истории Петербурга. Самое время, чтобы вспомнить некоторые из них.
1836: Рождение «Современника» — эпоха в литературе
В 1836 году увидел свет первый номер литературного, общественно-политического журнала «Современник». Естественно, что раздел поэзии новоиспеченного издания включал в себя стихи создателя журнала Пушкина, а также других великих поэтов — Вяземского, Тютчева, Баратынского, Жуковского и Давыдова.
В разделе прозы можно было увидеть произведения Пушкина, а также Тургенева и Гоголя.
Расцвет «Современника» пришелся на 1854-62 годы. Тогда его возглавили Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Именно в эти годы журнал приобрел политический оттенок.
Печатание журнала прекратилось в 1862 году, после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского. Возобновить работу «Современника» удалось Николаю Некрасову. Окончательно закрыт журнал был в 1866 году, после покушения на императора Александра II.
«Современник» стал не только рупором передовой мысли, но и ареной ожесточенных литературных и политических дискуссий, оказавших огромное влияние на формирование общественного мнения в России.
1838: Первый пожар на железной дороге и музыка на рельсах
В 1838 году произошел первый пожар на Российской железной дороге. На открытую платформу поезда, следовавшего по маршруту Санкт-Петербург — Царское Село, из трубы паровоза попала искра, из-за чего возник пожар. Платформу пришлось спешно отцепить от состава.
Но не только дым и искры вызывали у пассажиров опасения.
Вот что писал в то время в своем путеводителе «По Царскосельской дороге» И.Золотицкий:
«…Так как паровозные свистки «наводили ужас» на публику, то начальство приказало их заменить музыкою. Для этого впереди дымовой трубы паровоза ставились особо для этого выписанные из-за границы органы, исполнявшие разные музыкальные пьесы с аккомпанементом сильных труб и барабанов. Ручку органа во время хода поезда вертел особый агент службы движения».
Можно только представить эту картину: мчащийся по рельсам поезд, а перед ним — орган, исполняющий попурри на потребу публике. Несомненно, это был уникальный способ преодолеть технологический страх перед новыми видами транспорта.
1911: Первая международная воздухоплавательная выставка
Как пишет телеканал «Санкт-Петербург», в 1911 году в Михайловском манеже открылась Первая Международная воздухоплавательная выставка, которую организовало Русское техническое общество.
Это была первая подобная выставка в Российской империи, где представили отечественные и зарубежные достижения авиации, в том числе аэропланы и дирижабли. За пять дней работы экспозицию посетило более ста тысяч человек.
Российский авиаконструктор, военный летчик и воздухоплаватель так написал в своей докладной записке о российских авиационных новинках: «…заслуживает внимания аэроплан Гаккеля, приспособленный для спуска на воду…». Этот гидросамолет получил серебряную медаль выставки.
Первая международная воздухоплавательная выставка стала площадкой для демонстрации передовых достижений авиационной инженерии и способствовала популяризации авиации в России.
Эти три события, произошедшие в один день, но в разные годы, ярко иллюстрируют богатую историю Санкт-Петербурга, где культурные инновации, научные прорывы и технические достижения переплетаются, создавая уникальный облик города.