Век Просвещения подарил Европе моду на античность и симметрию. Архитектор Василий Неелов, вернувшийся из Англии по поручению Екатерины II, привёз с собой идею из усадеб британских лордов — крытый мост-галерею, вдохновлённую проектами итальянца Андреа Палладио.
Так в Царском Селе появился русский "брат" английских мостов в Уилтон-хаусе, Стоу и Прайор-парке.
Это единственное сооружение палладианского типа, возведённое за пределами Британских островов, — тихий диалог архитектурных культур через века и расстояния.
Сибирский мрамор и итальянская точность
Русская версия отличалась не только местом, но и материалом. Все детали — колонны, балясины, ступени — высечены из уральского мрамора, который тогда называли "сибирским".
Имя итальянского мастера Винченцо Тортори, руководившего камнерезами, добавило в историю ещё одно звено международной связи: Англия, Италия, Россия — три страны, сошедшиеся в одном мосте.
Архитектура прозрачности
Пять гранитных арок поддерживают лёгкую колоннаду с крышей и двумя павильонами. Сквозь пролёты виден Большой пруд, отражающий светлые мраморные тона — кажется, что мост не соединяет берега, а парит между ними.
Простота форм, строгие пропорции и отсутствие лишних деталей делают его воплощением екатерининского классицизма.
Возвращение к жизни
За два с половиной века мост не раз страдал от времени и войн, но каждый раз возрождался. После реставраций он вновь отражается в воде, сохраняя в себе отзвук Европы XVIII века