До революции 1 мая в России не был связан с демонстрациями и красными флагами. В дореволюционном Петербурге этот день имел множество значений — от языческих обрядов до весёлых городских гуляний. У каждого слоя общества были свои традиции и ритуалы.
Огонь, хороводы и метлы: языческие корни
В славянской языческой традиции 1 мая посвящался богине Живе — дочери Лады и Даждьбога, покровительнице весны и пробуждающейся природы. В ночь на 1 мая женщины собирались у костров, водили хороводы и размахивали метлами — символами очищения от зла и зимнего застоя. Эти ритуалы сопровождались песнями и призывами к плодородию.
Православные почитали мучеников
В церковном календаре 1 мая (по старому стилю — 18 апреля) связано с памятью мучеников Виктора, Зотика, Акиндина, Зинона, Севериана и Кессария. Эти раннехристианские святые пострадали за веру от язычников, поэтому день стал символом стойкости духа и верности убеждениям.
Страх и волшебство: Вальпургиева ночь
Ночь на 1 мая считалась мистической — по европейским поверьям, именно в это время ведьмы собирались на шабаш. Такие сюжеты были популярны в западной культуре и в Петербурге тоже знали о них, особенно в кругах образованной публики, увлекавшейся оккультизмом и фольклором.
Петровские гулянья и весенние песни
С введением европейских традиций Пётр I перенял у Запада идею весенних массовых гуляний. В Петербурге устраивали праздники на свежем воздухе, чаще всего в садах и парках. Горожане выходили на улицы — слушали духовые оркестры, ели сладости, пели народные песенники. Особенно любимым местом был Летний сад, где май встречали как начало настоящей городской весны.