Первые шаги кинематографа в России тесно связаны с Санкт-Петербургом. Именно здесь, в мае 1896 года, зрители впервые увидели движущиеся картинки, созданные братьями Люмьер в саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте.
Предприниматель Георгий Александров, арендовавший сад, мечтал о создании самого большого в стране аквариума, но судьба распорядилась иначе. Смелые планы остались лишь в названии — зато «Аквариум» стал местом, где зарождалось новое искусство.
«Живая фотография» на Невском
Вскоре после показа фильма Люмьеров в Петербурге открылся первый постоянный кинотеатр под названием «Живая фотография». Расположенный на Невском проспекте, 46, он быстро привлек внимание горожан. Хотя предприятие прогорело, начало было положено.
Невский проспект, словно магнит, стал притягивать новые кинотеатры — в течение последующих 20 лет здесь один за другим открывались новые «электротеатры».
Рубль за зрелище: цена билета
Поход в «электротеатр» до революции был удовольствием не для всех. Билеты стоили недешево: примерно рубль (около 1300 рублей в пересчете на современные деньги) за место в первых рядах и 30 копеек — на места в глубине зала.
Перед сеансом зрители получали программки с описанием фильмов. За один сеанс показывали несколько короткометражек — зрелище, безусловно, впечатляющее для того времени.
Таперы — музыканты немого кино
Звуковое сопровождение для немого кино создавали таперы — музыканты, игравшие в оркестровой яме рядом с экраном. Иногда выступали целые оркестры, но чаще «саундтрек» исполнял тапёр-одиночка на пианино.
Работа была непростой — таперы трудились по 7—10 часов в сутки.
Музыкальный «саундтрек» и жалованье
Как пишет «Вокруг света», в начале XX века сформировалась иерархия таперов. Не самые искусные исполнители играли по нотным заготовкам, а талантливые — сами сочиняли музыку.
Жалованье хорошего тапёра могло достигать 150 рублей в месяц — неплохие деньги по тем временам. На заре своей карьеры таперами подрабатывали многие знаменитые композиторы, включая Дмитрия Шостаковича.
«Понизовая вольница» — первый отечественный фильм
В 1908 году в российских кинотеатрах вышел первый художественный фильм отечественного производства — «Понизовая вольница». Сюжет короткометражки, созданной в киноателье Александра Дранкова, был основан на истории восстания Степана Разина. Фильм длился всего шесть минут, но завоевал сердца миллионов зрителей.