У петербургских трамваев — давняя и непростая история, но один эпизод особенно выделяется на фоне остальной: первый электрический трамвай в Петербурге пустили... по льду Невы. Да-да, по самой настоящей замерзшей реке.
Это случилось в 1890-х, когда городские власти не могли протолкнуть проект современного трамвая из-за сильного «конного лобби». Владельцы конки, основного транспорта того времени, по договору имели эксклюзивное право на использование городских улиц. То есть строить электрические трамвайные линии по ним было нельзя.
И вот тогда предприимчивые инженеры нашли лазейку — реки в договоре не упоминались. Так и появилась временная трамвайная линия прямо по льду. Вагоны ходили по проложенным рельсам по замерзшей Неве, обгоняя медленные сани и пробки на улицах.
Ходили слухи, что владельцы конки подали в суд, но закон был на стороне трамвайщиков: улицы действительно были заняты, но реки – свободны. Это решение стало прецедентом — и первым гвоздём в крышку гроба конного транспорта, пишет автор Дзен-канала «Индустриальный турист».
Вот такой неожиданный факт: петербургский трамвай начинался с обхода закона и катался по льду. И в этом — вся суть Петербурга: город строгий, но изобретательный.