Казанский собор — одно из самых узнаваемых зданий Петербурга. Но если посмотреть внимательнее, возникает странность: центральный крест на куполе развернут не к Невскому проспекту, как ожидаешь, а строго на восток — как будто "боком" к парадной колонаде и главной городской магистрали.
Можно подумать, что это архитектурной ошибка или необычный жест. Но причина куда интереснее.
Алтарь должен быть на востоке
В православной традиции алтарь всегда располагается на востоке — туда, куда восходит солнце. Поэтому и центральный крест на куполе ориентируют лицевой стороной к алтарю.
С этим всё строго. И Казанский собор — не исключение: алтарь находится на востоке, крест повернут к нему правильно.
Но вот вход…
По канону главный вход должен быть с запада, а человек, входящий в храм, должен сразу видеть алтарь перед собой. Но Казанский собор стоит параллельно Невскому проспекту, с огромной полукруглой колоннадой, направленной на главную улицу города.
То есть собор как бы стоит… боком к Невскому.
Почему же так?
Андрей Воронихин, главный архитектор Казанского собора, столкнулся со сложной задачей:
Собор должен строго соблюдать церковную ориентацию: восток — алтарь, запад — вход, крест к алтарю. Но фасад должен украшать Невский проспект —
главную улицу имперской столицы.
Если бы он поставил собор по канону (фасадом на запад), то парадная сторона оказалась бы перпендикулярно Невскому, а колоннада смотрела бы в переулок. Величественный ансамбль просто бы не состоялся.
Разворот, который изменил облик проспекта
Чтобы соблюсти церковный канон и при этом не разрушить красоту Невского проспекта, Воронихин пошёл на редкий архитектурный компромисс. Алтарь он ориентировал строго на восток — как и положено православному храму. Но парадный фасад с величественной колоннадой разместил с другой стороны, развернув его к главной магистрали Петербурга.
Канонический западный вход при этом сохранился, просто на фоне огромной колоннады он стал казаться второстепенным.
Из-за этого и возникает ощущение, будто собор "повёрнут" боком, а крест смотрит "не туда" — хотя на самом деле всё стоит именно там и именно так, как задумал архитектор.