Почему рухнул Крымский мост сталинского образца?

Почему рухнул Крымский мост сталинского образца?

История Крымского моста будоражит воображение многих. Сейчас нередко обращаются к печальному, но поучительному первому опыту. Тогда, в 1944-м, мост таки построили, да еще в рекордные сроки. Но не уберегли...

К истории Крыма вообще и моста через Керченский пролив, в частности, сейчас привлечено особое внимание. Вспоминают не только алгоритм сооружения нынешней переправы. Еще перед началом строительных работ многие в Украине кричали, что этот проект обречен на провал, и апеллировали к военной истории.

Не срослось ни у Гитлера…

Тогда аналогичный мост начали строить немцы, продолжили наши. Достроили железнодорожную часть. Пустили поезда. А потом случилось то, что на современном языке назвали бы epic fail — грандиозный провал или, в прямом смысле, буквально, эпичное падение. Но, давайте по порядку.

Идея витала в воздухе еще в 30-е, во времена великих строек СССР. Но на все задумки не хватало ни рук, ни финансовых возможностей. Да и металлоконструкции такого масштаба в Союзе того времени еще не производились. Фермы и пролеты заказали накануне войны в Германии. И большую часть контракта немцы таки успели осуществить: наваяли.

Грянула Вторая Мировая. Фашисты захватили Крымский полуостров и… взялись за воплощение в жизнь розовой мечты Сталина. Около года, в 1942-43-м, велись начальные работы. В связи с наступлением советских войск, суперпроект пришлось затормозить. Как ни странно, немецкие войска не успели ни разобрать, ни взорвать то, что уже начали устанавливать и те материалы, что хранились для продолжения стройки. Слишком споро пришлось отступать, было не до этого. И, кстати, наша авиация тоже работала точечно, не повредив «зародыш» знакового сооружения.

…ни у Сталина

В январе 1944-го Крым снова наш. Вслед за наступающими красноармейцами на полуостров прибывают опытные строители и разнорабочие. Работа закипела. Прошло всего-ничего, 150 дней, — и нитка, соединившая Тамань и Крым, вступила в строй. Первый ж/д состав по нему пробежал в ноябре 1944-го.

Зима была ранней и очень суровой. Потому и не успели толком закрепить, полностью забетонировать мостовые опоры. К тому же, основы моста повредил сильный мороз, а потом в свои права вступил сокрушительно мощный ледоход. Так совпало. Стихией снесло часть моста, случилось это в феврале 1945-го.

Почему не завершили начатое?

То ли вождь народов в кои-то веки поверил, что виновата стихия, а не человеческий фактор. То ли просто не до того было: кончалась война, надо было решать массу наиважнейших задач. Но только, вопреки обыкновению, Сталин мостостроителей не наказал.

Потом были идеи восстановления. К слову, по задумке советских инженеров, была предусмотрена и автодорога. Только ее впоследствии планировали возвести над ж/д путями, вторым ярусом. Оригинальную задумку не удалось осуществить. В разрушенной войной стране и других объектов для созидания было предостаточно. С «реставрацией» и достройкой протянули (слава бюрократии!) до кончины вождя, а потом все ответственные товарищи выдохнули и проект был благополучно забыт. Практически, на 70 лет.

Автор: Любовь Миронова