Последние новости
Теги
Категории

«Русский феномен» для иностранцев: где встречались мода, статус и строгие правила в Петербурге XIX века

Люди, театр
«Русский феномен» для иностранцев: где встречались мода, статус и строгие правила в Петербурге XIX века
Городовой ру

Визит в театр был настоящим событием в те времена.

Петербургский театр до революции — это не просто место для просмотра спектаклей, а целый мир со своими правилами, ритуалами и неповторимой атмосферой.

Если сегодня мы ходим в театр просто насладиться постановкой, то в те времена это было настоящим событием, где встречались люди, демонстрировали статус и следили за модой.

Заглянем в этот удивительный мир и посмотрим, как же все происходило.

Театр как светский ритуал

В Петербурге до 1917 года театр был важной частью жизни высшего общества. Начиналось все задолго до спектакля — с момента, когда из особняка выезжала карета.

Главные театры — Александринский, Мариинский и Михайловский — располагались на просторных площадях, куда съезжались десятки экипажей. Движение было строго организовано, без хаоса, и это вызывало восхищение у иностранцев.

При входе гостей встречали солдаты, которые принимали шубы и меховые накидки, не перепутав ни одной вещи — еще один «русский феномен» для иностранцев того времени, сообщает Культура.рф.

Весь этот процесс был частью театрального этикета и показывал уровень организации и уважения к гостям.

Дресс-код и поведение

В театр нельзя было прийти в чем попало. Мужчины надевали фраки, галстуки и светлые перчатки, офицеры — мундиры.

Женщины — вечерние платья с декольте и открытыми руками, обязательно с веером, длинными перчатками и украшениями, но без излишней вычурности.

Опоздание считалось дурным тоном, двери закрывались при поднятии занавеса, а аплодисменты были прерогативой мужчин. Женщинам хлопать и кричать «браво» было не принято, особенно в присутствии императора.

Социальная иерархия в зале

Зал театра был устроен по строгой социальной иерархии. Императорская ложа — высший знак статуса, далее ложи аристократии и бельэтаж для титулованной публики.

Партер делился на первые ряды для высших чиновников и «второй эшелон» для банкиров, ученых и артистов. Женщины в партере появились лишь во второй половине XIX века. Это объяснялось тем, что партер слишком открыт.

Для бедных зрителей были отдельные галерки с отдельными входами и гардеробами — билеты там стоили копейки, и дресс-код отсутствовал.

Светский салон в антракте

В антракте театр превращался в место для общения и прогулок. Кавалеры могли прогуливаться, обсуждать спектакль, дамы выходили в сопровождении мужчины.

Есть и пить вне лож было запрещено, кроме специальных буфетов. Театр был не только культурным, но и социальным центром — здесь можно было увидеть и быть увиденным.

Исторический контекст и развитие

Петербургская императорская театральная труппа существовала с 1756 по 1917 год, основанная по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Театры в Петербурге имели богатую историю: первый публичный театр появился еще при Петре I, а с 1783 года начал работу Большой каменный театр, предшественник Мариинского.

Мариинский театр стал символом культурного Петербурга, где шли оперы и балеты, а постановки отличались роскошью и высоким уровнем.

В начале XX века театр начал меняться: появились новые формы, отказ от старых традиций, больше внимания к драматургии и сценическому воплощению, что отражало дух времени и социальные перемены.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️ 1
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью