Минпромторг намерен расширить программу льготного автокредитования за счет семей с детьми, стремясь поддержать как семьи, так и отечественный автопром.
Сейчас субсидированную ссуду на приобретение отечественной машины могут получить только семьи с ребенком на Дальнем Востоке, что ограничивает доступность программы для многих нуждающихся.
Эта инициатива позволит несколько оживить продажи моделей российского производства, однако в нынешних экономических условиях больший эффект дали бы другие меры поддержки, как отмечают эксперты, это нужно учитывать при оценке перспектив программы.
Расширение льготной программы
Глава Минпромторга Антон Алиханов в ходе церемонии запуска производства на АвтоВАЗе автомобилей Lada Iskra заявил о планах расширения программы льготного автокредитования.
«Категории, которые у нас были раньше, — уже во многом насыщены, воспользовались мерами господдержки. Будем расширять льготную программу на семейный автомобиль», — сообщил Антон Алиханов изданию «Известия».
Это заявление вселяет надежду в многие российские семьи, нуждающиеся в доступном транспорте.
Условия программы: скидки и требования к автомобилям
Программа льготного автокредитования для семей с детьми действовала до 2023 года. В настоящее время она доступна только для семей с ребенком, проживающих в регионах Дальнего Востока (ДФО).
Существующая программа предусматривает скидку в размере 25% от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, приобретаемого на заемные средства. На электромобили и гибриды скидка составляет 35%.
При этом сама скидка предусматривает не прямое снижение цены, а субсидирование части процентов по автокредиту, что уменьшает финансовую нагрузку на заемщика. Эту разницу государство из бюджета компенсирует банкам, обеспечивая стабильность работы программы.
Финансирование: резервы и перспективы на будущее
В нынешнем году на программы льготного автокредитования в целом в казне зарезервировано 36 млрд рублей, а 2026 и 2027 годах — по 37,7 млрд рублей, что демонстрирует готовность государства поддерживать отрасль.
Автомобили, которые доступны по этой программе, должны быть выпущены в России, иметь уровень локализации не менее 2 тыс. баллов и стоить не дороже 2 млн рублей, стимулируя развитие отечественного производства и обеспечивая доступность автомобилей для различных категорий населения.
Доступные модели
В данный перечень Минпромторга как соответствующие этим параметрам входят все модели Lada, «УАЗ» и «ГАЗ» (массой до 3,5 т), «Москвич 3». Кроссовер Haval Jolion, который прежде также входил в этот список, в начале 2025 года был из него исключен.
Что касается электрокаров и гибридов, льготы распространяются на все модели Evolutе, Voyan Dream и Voyah Free, а также на «Москвич 3е», «Амберавто А5», которые выпускаются в России.
Мнение экспертов: размер имеет значение
Несмотря на государственную поддержку, выбор моделей, доступных по госпрограмме, оставляет желать лучшего, особенно для семей, воспитывающих двоих-троих детей. Для таких семей размер автомобиля, простор салона и вместительность багажника — факторы, имеющие решающее значение при выборе «железного коня».
«Семейными» в этом смысле из списка Минпромторга можно считать «Соболь», «Буханку» и «Ларгус», — отметил автоэксперт Максим Кадаков.
Однако первые две модели вряд ли можно назвать массовыми претендентами на звание семейного автомобиля — «Соболь» чаще ассоциируется с коммерческими перевозками, а «Буханка» — с экстремальным туризмом.
«Первые две модели фактически отпадают: мало кто покупает «Соболь» для личного пользования, еще меньше тех, кто возьмет «Буханку» для поездок всей семьей. По сути, для целевой аудитории остается только Lada Largus», — подытожил Максим Кадаков, подчеркнув ограниченность выбора для многодетных семей.
Расширение программы льготного автокредитования — безусловно, шаг в правильном направлении. Однако, чтобы она действительно принесла ощутимую пользу семьям с детьми, необходимо расширить модельный ряд, доступный по программе, и учесть потребности многодетных родителей.