В царском Петербурге существовал необычный вид общественного транспорта — трамваи, курсировавшие прямо по льду Невы. С 1895 по 1910 годы в городе функционировала уникальная трамвайная система «Ледовый трамвай».
Конкуренция и невозможность строительства: причины появления ледового трамвая
Первые трамвайчики по льду Невы запустили еще в конце XIX века. Дело в том, что запустить их по земле было нельзя — существовал договор, согласно которому перевозкой населения по земле могли заниматься только петербургские конки.
Открытие и закрытие сезона: зависимость от льда
Начинали работу трамваи, едва лед становился крепким — около 20 января, заканчивали в марте — 21. Занятно, что летом по тем же направлениям ходил паром.
Четыре ледовых линии
Рельсы и шпалы укладывали прямо на лед. Трамваи работали на электрической тяге — то есть, через контактный провод, натянутый на столбы, которые вмораживались прямо в лед. Колея была однопутной, с разъездами.
Трамваи ходили:
- от Сенатской площади к Васильевскому острову к Академии художеств;
- от Дворцовой набережной к Мытнинской набережной;
- от Суворовской площади к Выборгской стороне;
- от Суворовской площади к Петербургской стороне (проложена последней).
Удивительные факты
Скорость движения достигала 20 км/ч (по сравнению с санями — невероятная), а стоил проезд всего три копейки. Так что ледовый трамвай был невероятно популярен. За сезон он мог перевезти около тысячи пассажиров.
Без утоплений, но с обрывами
Интересно, что за все время своей работы ни один вагон ледового трамвая не провалился под лед, а вот обрывы проводов случались.
Закат ледовой эпохи
Как пишут дворцы-сады-парки.рф, последние трамвайчики пустили по льду Невы в 1910 году.
Ледовые трамваи — это уникальный и забытый вид транспорта, который оставил яркий след в истории Петербурга.