Почти все российские дороги в аварийном состоянии

Почти все российские дороги в аварийном состоянии

Из 600 тысяч километров российских автомобильных дорог 480 тысяч не соответствуют самым элементарным нормативным требованиям и нуждаются в срочном ремонте.

Из 600 тысяч километров российских автомобильных дорог 480 тысяч не соответствуют самым элементарным нормативным требованиям и нуждаются в срочном ремонте. Как пишут "Новые Известия", эти не радостные для россиян данные прозвучали в субботу на совещании по вопросам транспортных коммуникаций в Муроме. По данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось в три раза. В 2000 году выделялось 333 млрд руб., а в 2005 году – лишь 111 млрд. "Если сейчас финансирование не изменить коренным образом, – заявил глава агентства Олег Белозеров, – то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%".

По мнению специалистов, недофинансирование ремонтных работ в самое ближайшее время приведет к тому, что многие местные предприятия, балансирующие на грани разорения, окончательно обанкротятся. Дорожные хозяйства будут проданы, а созданные на их месте частные предприятия не станут работать без своевременной оплаты, а то и предоплаты.

Таково долгое эхо принятого два года назад правительством России решения о ликвидации территориальных дорожных фондов, пишут "Новые Известия".

Как напоминает издание, на 99% они формировались за счет поступлений от налога на пользование автомобильными дорогами. Налог взимался со всех юридических лиц. С начала 2003 года он был отменен. Власть мотивировала свое решение многочисленными злоупотреблениями и махинациями со стороны губернаторов.

Теперь у субъектов Федерации есть две группы источников финансирования дорожного строительства: целевые налоги, в том числе транспортный, и акцизы на нефтепродукты. Однако собираемые суммы столь ничтожны, что представители регионов неоднократно обращались в правительство с просьбой вернуться к прежнему механизму формирования источников финансирования дорожного строительства.

Однако Министерство финансов категорически против возврата к старому. Его глава Алексей Кудрин считает, что бюджеты регионов имеют достаточно собственных средств для финансирования строительства и ремонта дорог. И если бы губернаторы направляли на эти цели земельный и транспортный налоги, акциз на нефтепродукты, 1,5% ставки налога на прибыль, то в целом по стране в 2004 году можно было бы потратить на дороги 204 млрд руб. Реально же регионы в своих бюджетах предусмотрели только 112 млрд.

У заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила Задорнова этому есть свое объяснение. "При отмене дорожного налога регионам обещали компенсировать потери дополнительными отчислениями налога на прибыль, увеличением ставок и перераспределением акцизов на горюче-смазочные материалы, – сказал он газете. – Однако все доходы от акцизов на ГСМ сконцентрировались примерно в 10–13 регионах, где имеются крупные нефтеперерабатывающие заводы. Все остальные территории остались ни с чем".

В конце прошлой недели позицию Минфина поддержал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он отметил, что финансирование должно быть целевым. Это означает, что регионы и впредь не должны формировать собственные дорожные фонды. Вместе с тем спикер СФ признал бедственное положение дорожного строительства и поделился своим, довольно своеобразным рецептом выхода из ситуации. По его мнению, источниками финансирования дорог могли бы стать проценты от экспорта нефти и газа, обязательного страхования автогражданской ответственности, а также таможенные пошлины на ввозимые иномарки.

А пока идет дискуссия, на российских дорогах гибнут людей. По данным Госавтоинспекции России, бедственное состояние дорожного покрытия является причиной гибели более 12 тыс. человек ежегодно.