Времена ГОроДА

Времена ГОроДА

Суровая година Валентины Матвиенко 15 октября 2003 года Валентина Матвиенко прошла инаугурацию и стала полноценным губернатором Петербурга.

Суровая година Валентины Матвиенко

15 октября 2003 года Валентина Матвиенко прошла инаугурацию и стала полноценным губернатором Петербурга. Ровно год Валентина Ивановна управляла северной столицей. Вообще, политики привыкли, что аналитики отмечают круглые даты из их жизни. 100 дней, например, или полгода, ну а уж когда год прошел, сам Бог велел. Почему они так делают? Наверное, просто повод нужен, чтобы измышления свои высказать. Не будем отступать от традиции и мы, отметим вместе со всеми год губернаторства Валентины Матвиенко.

Пункт назначения

Год назад Валентина Матвиенко перешла из высокой касты «федералов» на региональный уровень, став первой женщиной-губернатором. Как и полагается главе региона, перед ней встала проблема выстраивания отношений с Москвой, с питерским ЗакСом и с остатками местной политической элиты.

Все почему-то подумали, что меньше всего сложностей у Валентины Ивановны будет с Кремлем. Мол, и президент ее поддержал на выборах, и сама она не так давно в Белом доме трудилась в ранге вице-премьера, посему знает все российское правительство лично. Подумали — и ошиблись. Первые слухи о том, что в Кремле недовольны Матвиенко, появились еще весной. В питерских и московских кулуарах очень живо обсуждали следующее место работы питерской градоначальницы. Чаще всего в качестве нового пункта назначения называлась ООН. Почетное кресло спецпредставителя при Организации объединенных наций Матвиенко якобы должна была занять грядущей зимой. Слухи не подтвердились.

Вновь возникли слухи уже летом, когда питерскую градоначальницу на закрытом заседании отчитал министр экономразвития Герман Греф. Кое-кто поспешил заявить, что кредит доверия госпожи Матвиенко закончился и теперь-то от Кремля ей достанется по полной. Но, опять же, никакого фактического подтверждения слухи не получили. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Кремлю последние пару месяцев было не до Петербурга. Тут и монетизация льгот, и теракты, и реформа губернаторских выборов. В общем, не до интриг...

Группы риска

Впрочем, не до интриг было и самой Валентине Матвиенко. Отношения с другими ветвями власти она построила четко и менять их пока не собирается. Депутаты Заксобрания, к примеру, так за год и не поняли, можно ли им критиковать градоначальницу, и если можно, то до какой степени. Не слишком популярные законопроекты Смольного парламентарии принимали со свистом. Иногда в кулуарах шептались, что, мол, неплохо было бы вотум недоверия какому-нибудь вице-губернатору вынести. Но до этого так ни разу и не дошло.

Представители политической элиты города вообще как-то притихли. Видимо, решили, что если уж депутаты не разобрались, стоит ли оппозицию Смольному создавать, то они и подавно не поймут. Одна Анна Маркова чего-то шумела немного, пока ее в банкирский дом «Санкт-Петербург» не пристроили. Нефтяники и строители, которых называли потенциальными спонсорами всех критиков Матвиенко, деньги пока экономят. Ни одной серьезной антигубернаторской пиар-кампании в Петербурге за год не было.

Все политические интриги пока возникают только внутри Смольного, в ходе разборок между различными группами влияния. Называют целых три: бывшие работники Промстройбанка (и примкнувшие к ним), чиновники, близкие к строительной компании ЛСР («Ленстройреконструкция»), и старые знакомые Матвиенко по партийно-комсомольскому прошлому. С недавних пор все события, происходящие в городской политической жизни, объясняются взаимоотношениями трех смольнинских групп. Они устраивают друг на друга пиар-атаки, сбивают лояльных депутатов ЗакСа во фракции, продавливают нужные им законопроекты, а «вражеские» притормаживают. Матвиенко смотрит на них снисходительно, периодически меняя второстепенных чиновников из той или другой команды.

Немного странно выглядят лишь назначения новых силовиков. За лето сменились прокурор Северо-Запада, прокурор Петербурга, а в Смольном появился новый вице-губернатор, отвечающий за силовой блок. Все назначенцы никак не связаны с Питером. Прокурорские же работники прославились активными разоблачениями чиновников. Наиболее внимательные наблюдатели предположили, что это и есть будущая оппозиция Валентине Ивановне.

Беспокойное хозяйство

Когда подводятся итоги правления губернатора, обычно припоминают предвыборные обещания политика. А потом рассказывают, как эти самые обещания не были выполнены. Или наоборот, как много было сделано из предвыборной программы. Это в зависимости от симпатий и антипатий аналитика. Мы же понимаем, что предвыборные обещания далеки от реалий нашей жизни. Так уж у нас повелось: выборы отдельно, жизнь отдельно. Поэтому про обещания забываем сразу и смотрим на дела.

За последние годы всем петербуржцам полюбились призывы политиков реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. И вот, как говорится, процесс пошел. Квартплата выросла на 50 процентов. ЖЭСы начали превращать в акционерные общества. Но частники на этот рынок выходить не спешат. А, по словам вице-губернатора Олега Виролайнена, их там и вовсе не ждут. В общем, те же грабли — вид сбоку, но в полтора раза дороже.

С уплотнительной застройкой тем более не- понятно. Вроде бы на нее объявлен мораторий (правда, только в 2004 году), но строить продолжают. Причем в этом году было выдано несколько десятков разрешений. В Смольном все валят на прошлую команду. Мол, это они наобещали, а мы выполняем. А что мешает не выполнять? Судя по всему, мешают немалые вложения строителей в предвыборную кампанию Валентины Матвиенко. Стоп, мы же о выборных делах ни слова.

Вот еще и проезд дорожает, с Нового года уже десятку будет стоить. К тому же пенсионеров через три месяца только за деньги возить будут. К слову, о пенсионерах. Из питерского бюджета им доплачивают до прожиточного минимума. Но не всем. Правительство города придумало хитрую систему: с 1 января нынешнего года деньги получают те, кому за 70, с 1 июля — кому за 68, с 1 декабря — за 65, а остальным не положено. Видимо, считается, что столь молодые пенсионеры еще готовы и к труду, и к обороне.

А с автобусами-троллейбусами как была напряженка, так и осталась. Зато метро достроили, обошли размыв и наконец-то воссоединили Гражданку с Петербургом. Хотя ремонтировать начали задолго до Матвиенко, но закончили при нынешней градоначальнице. На том ей и спасибо. КАД, опять же, строят, из бюджета федерального 5 миллиардов выделили. Так что легкий прогресс налицо.

А еще Валентина Ивановна старается бюджет увеличивать. Правда, пока по старинке — продать что-нибудь ненужное. Вот несколько гостиниц хороших отдали в частные руки. Говорят, совсем незадорого. Кроме того, градоначальница крупные компании в Питер зовет, чтобы, значит, они в городской бюджет налоги платили. Среди тех, кого уже уговорили, — «Газпромэкспорт», Внешторгбанк, «Лукойл», Тюменская нефтяная компания, «Роснефть» с «Транснефтью» и некоторые другие, пока тщательно скрывающиеся. Если хотя бы эти компании перенесут головные офисы в Петербург, то денег в бюджете прибавится серьезно. Возможно, это и станет главным «хозяйственным» достижением Валентины Матвиенко.

Даже если станешь бабушкой...

Вообще, аналитики после первого года любят писать, что времени прошло мало, пока окончательные выводы делать рано. Во-первых, не изжито еще наследие прошлого губернатора (неужели так сильно наследил?). Во-вторых, нужно на новом месте освоиться (в смысле, все финансовые потоки на своих замкнуть?). В-третьих, Петербург очень сложный город (самый серьезный аргумент, потому что никак не возразишь).

Пока же Валентина Ивановна в лучших традициях Владимира Анатольевича создала при Смольном небольшую «семью». Место «прибандиченных» бизнесменов заняли другие, близкие к ФСБ. БалтОНЭКСИМбанк (ныне «Балтинвест») сменили Промстройбанк и «Санкт-Петербург», на место ПТК пришел «Лукойл». К тому же новыми фаворитами стали «Ленстройреконструкция» и несколько московских строительных компаний.

Кроме того, образовалась еще одна семья. Сын градоначальницы Сергей Матвиенко весной женился на певице Заре. Рассказывают, что молодые очень довольны друг другом. В связи с чем в их семье возможно прибавление. Соответственно, Валентина Ивановна станет первой бабушкой-губернатором.

ЦИТАТНИК ВИМ

Валентина Ивановна Матвиенко отчиталась о проделанной работе

Губернатор собрала пресс-конференцию, на которой рассказала журналистам об итогах своей однолетней деятельности. Валентина Ивановна очень не хотела, чтобы мероприятие напоминало партхозактив, поэтому предложила журналистам самим задавать вопросы. Однако измененный формат не изменил сути происходящего.

О достижениях

Атмосфера в городе изменилась. Мы уже успели забыть про информационные войны, глухое противостояние Смольного и полпредства, публичную вражду между администрацией города и Законодательным собранием, которая иногда напоминала открытый фронт, а иногда партизанскую войну. Изменился стиль поведения власти — сейчас можно ошибаться, но нельзя лгать и лицемерить. Многое сделано для установления единых правил игры, понятных и прозрачных, одинаковых для всех. Больше нет близких и отдаленных бизнес-структур, все они равны перед властью. Многое сделано для улучшения инвестиционного климата, для улучшения имиджа города в глазах бизнеса. Самое главное — что начинает уходить безразличие, пассивность, инертность горожан.

О будущем города

Петербург — город европейских стандартов, это стратегическая цель и миссия, к которой нужно стремиться. Европейские стандарты — это и увеличение доходов петербуржцев, и благоприятный инвестиционный климат. В европейском городе не должно быть разбитых дорог и дворов, напоминающих военное поле. Зато в нем будет грамотная социальная политика и институты гражданского общества. Первый шаг к городу европейских стандартов правительство уже сделало. Мы прокладываем рельсы по бездорожью для того, чтобы через три года по ним пошли поезда.

О переносе столичных функций

Эта тема стала источником слухов и спекуляций. Надо понимать, что никто не собирается переводить столицу в Петербург. Тема переноса части столичных функций по-прежнему остается актуальной. Я буду продолжать настаивать на этом. Считаю, что такой перенос будет полезным как стране, так и Петербургу. Петербург — город, который строился и развивался как столица. Было бы неправильно делать его одним из 89 регионов. Это означало бы деградацию, утрату уникальности города. Это вопрос не только экономического развития, но и атмосферы в Петербурге, востребованности уникального потенциала города. Это тема непростая, она продолжает обсуждаться. Есть ощущение, что мы достучимся и нас поймут.

О реформе ЖКХ

Состояние жилкомхоза — одна из самых острых проблем города. Система очень консервативна, есть сопротивление реформе. Но я буду проводить эту линию очень настойчиво, поскольку не вижу другого пути исправить ситуацию. Мы ни на шаг не отступаем от концепции реформы, и к концу года мы демонополизируем рынок и запустим рыночные механизмы. Во-первых, нужны правовые условия для реформы, и создание этих условий уже почти завершено. Во-вторых, нужны экономические условия, то есть экономически эффективные тарифы. Надо отметить, что тарифы еще не полностью экономически состоятельны, мы все еще платим меньше, чем положенные по федеральному законодательству 90 процентов реальной стоимости.

* * *

Кроме того, Валентина Ивановна продемонстрировала хорошую подготовку к общению с журналистами. Как минимум тремя цитатами она ставила на место пишущую братию: «Только дураки и покойники не меняют взглядов» (Джеймс Рассел Лоуэлл), «Я идеалист, но без иллюзий» (Джон Кеннеди), «Репутацию державы можно оценить по тому, сколько ей могут дать в долг» (Уинстон Черчилль). Но завершилось общение банальным: «Давайте улыбаться друг другу!»

Олег ГОРБАТОВ
МК в Питере №41/80 за 13-10-2004