Депутатский аврал

Депутатский аврал

Областной ЗакС работает в две смены Интенсификация парламентской деятельности, обусловленная необходимостью принятия главного финансового документа Ленобласти, достигла своего апогея.

Областной ЗакС работает в две смены

Интенсификация парламентской деятельности, обусловленная необходимостью принятия главного финансового документа Ленобласти, достигла своего апогея. На прошлой неделе народные избранники провели сразу два внеочередных заседания. Причем... в один день!

Основное заседание было в целом посвящено третьему чтению закона о бюджете Ленинградской области на 2005 год. Парламентарии отклонили 15 предложенных поправок, но согласились с 42 инициативами своих коллег. В число принятых попали поправки, уточняющие целый ряд бюджетных статей. Так, например, определили народные избранники регламент расходования средств, которые областная казна получит сверх запланированных доходов. Уточнили депутаты и порядок зачисления в муниципальные бюджеты доходов от налоговых санкций. Не обошли своим вниманием парламентарии и предел объема обязательств Ленинградской области по государственным гарантиям. Учтено в бюджете и предложение некоторых депутатов о сохранении в будущем году территориальных управлений областного комитета финансов и их финансировании. Таким образом, народные избранники все же не решились привести местные финансовые структуры к международным стандартам, на чем настаивала исполнительная власть. Впрочем, депутаты в данном случае, очевидно, старались максимально смягчить эффект переходного периода в интересах районных администраций. Предусмотрели законодатели и платную основу предоставления госгарантий со стороны региональных властей по займам и кредитам юридических лиц, привлекаемым на инвестиционные цели. А по поводу сохранения в собственности Ленинградской области объектов капитального строительства, финансируемых из региональной казны, парламентарии решили обратиться к областному правительству. Они призвали коллег с исполнительной ветки власти скорректировать объемы адресной программы в первом квартале будущего года. Основной предполагаемый критерий: наличие проектно-сметной документации на внесенные в программу объекты.

По завершении 51-го заседания депутаты тут же открыли внеочередную сессию Законодательного собрания Ленобласти. При поданном одном голосе против (для демократичности?) народные избранники приняли проект закона о бюджете на 2005 год в окончательном, четвертом чтении. Теперь основной финансовый документ области должен поступить на подпись губернатору.

Кстати, сразу после оглашения результатов депутатского голосования глава исполнительной власти региона Валерий Сердюков поблагодарил народных избранников «за конструктивную работу». По мнению губернатора, столь оперативная работа парламентариев позволит областному правительству обеспечить финансирование всех статей бюджета с первых чисел будущего года. Кстати, в том числе и монетизированных льгот по инициативе федерального центра. Также необходимо отметить, что принятый ЗакСом бюджет Ленобласти на 44,6 процента своей расходной части обеспечивает социальные программы в различных сферах. То есть тех, которые напрямую касаются конкретных жителей области. Таким образом, своим вдумчивым, обстоятельным и грамотным подходом народные избранники обеспечили стабильную работу региона на перспективу. По крайней мере, так можно было понять постсессионное выступление губернатора.

Особо остановился глава Ленобласти на том, что в новом году региональные власти гарантируют работникам бюджетной сферы зарплату не ниже прожиточного минимума. А также пообещал, что все подготовительные мероприятия по обеспечению строительства жилья и работы социально значимых отраслей в 2005 году будут выполнены точно и в срок.

Поблагодарил парламентариев за слаженную работу над проектом бюджета-2005 и главный виновник торжества — финансовый вице-губернатор Ленобласти Александр Яковлев. По мнению главы комитета финансов областного правительства, «принимаемый бюджет послужит ликвидации бедности в субъекте, улучшению материального положения бюджетников, обеспечению социальной защиты нуждающихся в ней жителей». Отметил господин Яковлев и вклад в «общее дело» со стороны контрольно-счетной палаты.

В общем, праздник «рождения бюджета» удался на славу. Впрочем, теперь финансовая «горячка», как отметили специалисты, переместится на муниципальный уровень.

Не обошлось и без привычных парламентских эксцессов. Так, депутат Виталий Климов во время бюджетного обсуждения так жарко дискутировал с председателем парламента Кириллом Поляковым, что «аксакалу областного ЗакСа» Петру Гройзману пришлось вступиться за спикера. Господин Гройзман призвал коллегу придерживать свои претензии к председателю, даже если «они справедливы». А то, дескать, подобные перепалки мешают нормальной работе областного парламента.

Однако народные избранники сумели не только провести заседание по формуле «два в одном». Депутатам удалось рассмотреть и еще один региональный бюджет! Точнее, был принят в первом чтении закон о поправках в бюджет Ленинградской области на год текущий. Так, проект закона предусматривает увеличение на 612 094 тысячи рублей доходной части бюджета, в результате чего ее размер составит 14 333 155 тысяч рублей при ранее утвержденном показателе в 13 721 061 тысячу. Таким образом, рост расходов составит 331 733 тысячи рублей, а объем расходной части — 15 819 281 тысячу (вместо ранее принятых 15 487 548 тысяч рублей). Примечательно, что изменится и дефицит областной казны: ему «грозит» уменьшение на 280 361 тысячу рублей, после чего общий дефицит составит 1 486 126 тысяч рублей.

Как сообщает пресс-служба Законодательного собрания, увеличение показателей бюджета области на 2004 год обусловлено двумя факторами. Во-первых, это поступление средств федерального бюджета в объеме 285 896 тысяч рублей. Ну, а во-вторых, увеличение собственных средств на 326 198 тысяч рублей. Так, например, в бюджете текущего года должны быть увеличены акцизы по алкогольной продукции, водный налог, план по налогу на прибыль, уменьшены акцизы на нефтепродукты, объем транспортного налога и единого налога на вмененный доход.

Очевидно, сухие цифры не всегда демонстрируют происходящие процессы. Потому отметим, что в результате перераспределения бюджетных средств этого года областные власти могут найти средства на покупку здания для областного кардиологического диспансера. А это, согласитесь, несколько предметнее.

Необходимо отметить, что живую дискуссию среди народных избранников вызвал и законопроект «О транспортном налоге», который областной ЗакС рассмотрел на прошлой неделе сначала во втором чтении, а в рамках «допзаседания» и в целом. Напомним, данный проект изначально был «горячим». Парламентарии дважды «заворачивали» его, отказываясь повышать ставки транспортного налога. В конце концов в октябре разработчикам законопроекта удалось убедить народных избранников в необходимости пополнения «дорожной» копилки. Но еще тогда ряд депутатов пообещали подготовить список поправок в принятый за основу проект. В результате Законодательное собрание Ленобласти большинством голосов приняло поправки, предусматривающие уменьшение ставок для «ходовых» маломощных отечественных автомобилей. Защитив рядового жителя области, народные избранники планируют компенсировать бюджетную «недостачу» за счет повышения ставок на дорогостоящую элитную технику. Например, снегоходы и мотосани, катера и яхты, ну и, само собой, самолеты и гидроциклы.

Уже привычным и рутинным стал вопрос в рамках муниципальной реформы, которая поначалу вызывала так много споров. В первом чтении были приняты законопроекты «Об установлении границ и наделении статусом муниципального образования Тосненский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» и «Об установлении границ и наделении статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе». А границы Кировского муниципального района получили свое окончательное утверждение в третьем чтении. При этом достаточно рутинно выглядела и попытка депутата Владимира Леонова отстоять «городскую независимость» Шлиссельбурга. В результате утвержден был вариант разработчиков, не предусматривающий наделения каких-либо городов статусом городского муниципального округа.

Как и предсказывал «МК» в Питере» в № 44 от 3 ноября 2004 года, особый бой был дан внутрипарламентской оппозицией при рассмотрении муниципального устройства Гатчинского района. Дело в том, что именно от Гатчины, как признают наблюдатели, избраны главные заксовские «штатные бунтари». Потому народным избранникам был предложен некий альтернативный законопроект, предусматривающий выделение Гатчины в отдельное городское муниципальное формирование. Однако длительное и эмоциональное обсуждение не принесло сепаратистам успеха. Альтернативный законопроект был отклонен.

Итак, авральный режим работы народных избранников дал определенные результаты. Однако наблюдатели уже заключают пари: сохранится ли у народных избранников трудовой порыв или же они предпочтут старый студенческий принцип «от сессии до сессии...». Ведь новые бюджетные чтения теперь не скоро...

Основные параметры областного бюджета:

- доходная часть 15 925 039 тыс. рублей;
- расходная часть 17 203 523 тыс. рублей;
- дефицит 1 278 484 тыс. рублей.

Бюджетные расходы распределены следующим образом (в тыс. руб.):

- государственное управление и местное самоуправление 1 048 868;
- судебная власть 51 287;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 631 641;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 60 800;
- промышленность, энергетика и строительство 789 129;
- сельское хозяйство и рыболовство 386 424;
- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 81 647;
- транспорт, связь и информатика 156 100;
- развитие рыночной инфраструктуры 46 670;
- жилищно-коммунальное хозяйство 130 730;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 285 820;
- образование 3 149 553;
- культура, искусство и кинематография 237 223;
- средства массовой информации 55 769;
- здравоохранение и физическая культура 2 403 876;
- социальная политика 1 628 176;
- обслуживание государственного и муниципального долга 335 140;
- финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 4 527 735;
- прочие расходы 315 935.

Дмитрий КУЗЬМИН
Газета Московский Комсомолец в Питере №47/92 за 24-11-2004