Есть смычка!

Есть смычка!

Стерта грань между городом и областью... Пока для льготников В конце прошлой недели областные и петербургские власти смогли...

Стерта грань между городом и областью... Пока для льготников

В конце прошлой недели областные и петербургские власти смогли наконец поставить точку в достаточно затянувшихся переговорах. Встреча губернаторов и руководителей профильных комитетов администраций соседствующих регионов закончилась долгожданными договоренностями по транспортному вопросу.

Напомним, что камнем преткновения стали перевозки общественным транспортом Питера и Ленобласти льготников, «приписанных» к соседнему субъекту федерации. Решением проблемы в самих регионах стало введение льготных проездных карточек. А вот организация проезда льготников по «чужой» территории наткнулась на целый ряд противоречий.

Дело в том, что, по официальным данным, в Санкт-Петербурге проживают 1 миллион 350 тысяч льготников, а в Ленинградской области — всего лишь 380 тысяч. Соответственно, в случае некоего «взаимозачета» область объективно оказалась бы в менее выгодных условиях. Ну, посудите сами. Понятно, что городские льготники будут осуществлять больше поездок по территории Ленинградской области, нежели соседи по Питеру. Тут скажется не только численное превосходство горожан, но и то обстоятельство, что у петербуржцев интересов в области гораздо больше. Это и поездки на дачу, и проведение летних выходных на природе, сюда же плюсуются вылазки за грибами и на рыбалку. В город же из области едут в основном на заработки. Ну и, само собой, в поисках магазинов с низкими ценами. А это, очевидно, совсем иной пассажиропоток, тем более в льготной его составляющей. Но при этом необходимо учитывать, что компенсировать затраты транспортникам будет правительство того субъекта федерации, на территории которого предоставлялась услуга. Таким образом, вполне реально могла сложиться ситуация, когда средства бюджета области «на льготников» расходовались бы на «подданных» Питера. А это, согласитесь, не вполне логично.

Признавая существование проблемы, правительство города, однако, длительное время уклонялось от предложенной администрацией области схемы учета и оплаты перевозок льготников, осуществляемых на территориях соседствующих субъектов федерации. Чиновники же Ленобласти, в свою очередь, настаивали на предложенном варианте, считая его наиболее оптимальным и справедливым.

И вот в прошлую пятницу губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и глава администрации Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко достигли договоренности по вопросу перевозок льготных категорий пассажиров в областном и городском транспорте.

Удалось сохранить и так называемую «федеральную» схему компенсации проезда на региональном транспорте по специальным «социальным» карточкам. А это значит, что за «федеральных» льготников платить будет федеральный же бюджет.

Впрочем, не все представители власти поддерживают подобную схему. Так, на прошлой неделе со своей оригинальной версией монетизации выступил председатель Законодательного собрания Ленинградской области Кирилл Поляков. В частности, он высказал недоумение относительно некоторых новшеств пресловутого закона

№ 122. По мнению спикера, невозможно разделить льготников на «федеральных» и «региональных». Например, к какой из надуманных категорий отнести ветеранов, которые трудились и получали ордена, например, в Мурманске, а ныне проживают в Ленинградской области? Поэтому председатель областного парламента предложил поделить не льготников, а... сами льготы! То есть часть компенсации льгот возложить на федеральный бюджет, а остальное — на региональный.

Необходимо отметить, что подобный подход был бы более логичным, нежели предусмотренный на сегодняшний день. Как может региональная власть адекватно компенсировать льготы, скажем, на телефонную связь, если и сама связь, и тарифы на нее полностью выведены из-под контроля субъектов федерации?! Аналогичный вопрос и по энергоносителям.

Да и сами суммы компенсаций необходимо «выравнять». В любом случае, ситуация, когда льготники из разных категорий, но при этом проживающие в одном регионе, получают несоизмеримые компенсации за одну и ту же услугу, мягко говоря, не-нормальна.

Что же касается договоренности между губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области относительно проезда по обоим субъектам федерации, то вице-губернатор Ленобласти Александр Брахно оценил ее как «перспективную и экономически реальную для выполнения». Ведь теперь жители области и города смогут ездить по льготным карточкам своего региона в обоих субъектах Российской Федерации. Причем без каких-либо ограничений, даже в метро.

По заверениям областных чиновников, принята прозрачная и экономически реальная схема. При этом самим льготникам вовсе не нужно задумываться, к какой категории они принадлежат. Удалось также уйти от «затратной» схемы, на которой настаивали изначально городские коллеги. Напомним, что согласно теперь уже отвергнутому сценарию льготникам пришлось бы для безболезненного перемещения через границу между городом и областью приобретать сразу два «социальных» проездных билета. А это уже было бы достаточно накладно. По информации же комитета по дорожному хозяйству и транспорту области, утвержденный вариант оплаты реального количества перевезенных льготников позволит Ленинградской области и Санкт-Петербургу совместно экономически развивать отрасль. Кстати, в связи с принятым решением питерский комитет по транспорту теперь должен возвратить в областной бюджет компенсацию, выданную за перевозку областных пенсионеров по территории Ломоносовского района питерскими автобусами. По нашим данным, такое поручение уже дала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Так что смычка города и области реально действует.

Владимир АНДРОПОВ
Газета Московский Комсомолец в Питере №7/11 за 16-02-2005