«Железный занавес» для морских круизов

«Железный занавес» для морских круизов

В ближайшее время Петербург может быть вычеркнут из списка городов, который интересует иностранных туристов, предпочитающих путешествовать по воде.

В ближайшее время Петербург может быть вычеркнут из списка городов, который интересует иностранных туристов, предпочитающих путешествовать по воде. Вчера Государственной думой в первом чтении был принят проект закона «О выезде из РФ и въезде в РФ», который ограничивает передвижение туристов, прибывающих Россию на круизных судах без виз. Пребывание таких туристов в России сводится к тому, что на города они смогут смотреть только с палубы или из иллюминатора круизного судна.

В Петербурге эту законотворческую идею уже «оценили» по достоинству. Поскольку подавляющая часть иностранных круизных туристов, путешествующих по воде, прибывает именно в Петербург, новые правила, если они вступят в силу, существенно отразятся на экономике северной столицы. Операторы рынка уже успели окрестить этот законопроект как «антипетербургский». Напомним, сегодня круизные путешественники имеют право находится в России без визы в течение 72 часов. Если у туристов их «заберут», то, по мнению участников рынка, уже в следующем году экономика города может понести убытки в размере до 250 миллионов евро.

Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор компании Inflot World Wide Игорь Глухов (компания является агентом всех круизных операторов в России), операторы рассчитывают, что закон в таком виде не будет принят. По словам Глухова, за последние годы государство не вложило в развитии отрасли ни копейки. Между тем, если в 1990-м году в Петербург было всего 60 судозахода, то в 2004-м это число возросло почти до 300. В этом году Петербург рассчитывает принять более 300 тысяч круизных путешественников. По расчетам, каждый прибывший в страну турист оставляет в среднем около 200 долларов в день. Лишиться такого дохода для города – непозволительная роскошь.

Проблема состоит еще и в том, что, как правило, клиенты туристических компаний приобретают круизные туры за 12-20 месяцев. И до 95 процентов туров на этот год уже распродано. По мнению Игоря Глухова, если туристы, прибыв в Петербург без визы, не смогут выйти на берег, это выльется в многомиллионные иски к туристическим компаниям.

Подавляющее большинство прибывающих к нам водным путем туристов приезжают из США и стран Евросоюза. Турператоры говорят, что получить там визу является делом достаточно дорогостоящим и требующим времени. К тому же, например, в такой крупной стране, как США, работает всего несколько консульств, которые выдают визы на Россию. Следовательно, многие из тех, кто мог бы посетить Россию, предпочтут просто выбрать другой маршрут. Тем более, что круизы, как правило, рассчитаны на посещение не одного порта, а во всех других портах Балтики визы не требуются.

Не исключено, что петербургский рынок продолжит терять не только туристов, но и круизных операторов, которые в последнее время и уходят и без принятия таких коммерчески невыгодных для них законов. Напомним, в прошлом году так поступила финская «Силья Лайн», а в декабре подобное же решение приняла эстонская компания «Таллинк», которая осуществляла рейсы по маршруту Петербург - Таллин - Хельсинки. Правда, руководство ООО «Морской вокзал» в конце прошлого года официально заявляло, что «Таллинк» вернется в Петербург весной. Но в свете последних событий этого может и не произойти. Уход с рынка этих компаний уже обошелся петербургской экономике в несколько миллионов долларов.

По мнению Игоря Глухова, если закон будет принят, Петербургу можно будет забыть и о воплощении одного из самых амбициозных проектов последнего времени - строительстве нового морского вокзала. Еще до Нового года Валентина Матвиенко направила письмо на имя спикера Государственной Думы Бориса Грызлова с просьбой не принимать подобных законодательных мер. Будут ли услышан голос губернатора Петербурга - неизвестно.

Официально логика закона направлена на то, чтобы восстановить справедливость. Депутаты считают: поскольку российские граждане оформляют визу при отправке в Европу и США, следовательно, справедливо будет, если то же самое будут делать и туристы, прибывающие к нам оттуда. Но, как утверждают эксперты, это не слишком уместно, поскольку до сих пор российских круизных судов на мировом рынке вообще не существует. По мнению операторов, на самом деле депутаты руководствовались коммерческой выгодой, которую страна может получать от оформления виз. Проблема только в том, что, возможно, приобретать их будет некому.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру