Юрий Желудков: Мы и сейчас единая команда

Юрий Желудков: Мы и сейчас единая команда

В воскресенье исполняется 20 лет со дня первой и пока единственной победы «Зенита» в чемпионате страны. Одним из лидеров той команды был очень популярный в восьмидесятые годы футболист Юрий Желудков — лучший бомбардир «Зенита» сезона 1984 года.

В воскресенье исполняется 20 лет со дня первой и пока единственной победы «Зенита» в чемпионате страны. Одним из лидеров той команды был очень популярный в восьмидесятые годы футболист Юрий Желудков — лучший бомбардир «Зенита» сезона 1984 года. В преддверии славной даты наш корреспондент Дмитрий БОРИСОВ встретился с Юрием ЖЕЛУДКОВЫМ.

— Юрий, вам довелось играть под руководством двух выдающихся тренеров — Юрия Морозова и Павла Садырина. Можете сравнить их методы работы?

— И тот и другой — крупные фигуры в тренерском цехе отечественного футбола. Мне посчастливилось играть под началом Юрия Андреевича в ленинградском «Динамо», а затем и в «Зените». Это был уникальный тренер. Многие называли его диктатором, критиковали за слишком жесткие методы работы, за несдержанность. Но именно Морозов создал костяк золотой команды, «открыл» для футбола Михаила Бирюкова, Алексея Степанова, Валерия Брошина, других зенитовцев. Садырин по характеру был мягче, но он сумел продолжить дело, которое начал Морозов.

— В чем, на ваш взгляд, секрет успеха команды в 1984 году?

— Команда шла к своему триумфу несколько лет. Однако перед началом золотого сезона серьезных разговоров о чемпионстве не было. Но зимой 1984 года команде удалось провести разнообразную и хорошую подготовку — сборы проходили в Сочи и даже в Африке, где мы сыграли несколько поединков со сборной Камеруна.

Кстати, мы не очень удачно начали тот чемпионат, но во время и после матчей никаких накачек не было. По ходу сезона Павлу Федоровичу удалось раскрепостить команду, настроить ее на чемпионство. Об атмосфере в коллективе говорит такой эпизод. После победного кубкового матча в Одессе мы собрались в гостиничном номере, взяли шампанское и решили расслабиться. Но забыли запереть дверь. Вдруг на пороге появляется Садырин, мы словно остолбенели... Павел Федорович после некоторой паузы произнес: «Так, кто из футболистов здесь отсутствует — будет наказан!»

— Расскажите поподробнее об игроках той команды.

— Капитаном «Зенита» в 1984 году был Николай Ларионов, который, к сожалению, из-за травмы пропустил большую часть сезона. Самым старшим был защитник Анатолий Давыдов, он дирижировал обороной и считался одним из лидеров. Я играл в середине поля, мне доверялось исполнение штрафных, угловых и пенальти. Удачно влились в коллектив молодые Дмитрий Баранник, Сергей Дмитриев, Валерий Брошин. «Зенит» того времени был очень дружной командой. Игроки вместе отмечали дни рождения и праздники, помогали друг другу в трудных ситуациях. В команде отсутствовала дедовщина, хотя молодые на тренировках сетки с мячами, конечно, таскали.

— А кто был лидером «Зенита» по части шуток, розыгрышей?

— В этом вопросе не было равных Владимиру Долгополову. Наш защитник всегда приходил на тренировку со свежим анекдотом. Мы говорили, что он сам их придумывал...

— В том сезоне «Зенит» мог сделать дубль, но проиграл в финале Кубка СССР.

— Не настроились на соперника. К тому времени мы находились среди лидеров, а московское «Динамо», напротив, шло в хвосте турнирной таблицы. Самое обидное, что в начале матча у меня была хорошая возможность открыть счет, но я ею не воспользовался. В дополнительное время динамовцы забили два гола. Эта неудача заставила нас собраться и бросить все силы на борьбу в чемпионате страны.

— Каким образом городские власти отблагодарили вас за единственное в истории «Зенита» чемпионство?

— По окончании сезона команду собрали в Ленгорисполкоме и каждому футболисту торжественно вручили часы, пепельницу и почетный знак с литерой «Л»: ведь мы были приписаны к объединению

«ЛОМО». Кстати, официальная ставка игрока «Зенита» была тогда 300 рублей в месяц, по 100 рублей давали за победы. По итогам чемпионского года нам еще выплатили премии — примерно по 3000 рублей. Тогда это были огромные деньги, но по сравнению с нынешними футбольными гонорарами — смехотворная сумма. Много говорилось, что в 1984 году зенитовцам подарили по «Волге». Извините, но мы сами покупали эти машины, занимая деньги друг у друга. Единственно, нам предоставили возможность приобрести автомобили вне очереди.

— Как относились тогда болельщики к команде?

— Помню, на игру с киевским «Динамо» на стадион имени Кирова пришли более 70 тысяч зрителей. При такой сумасшедшей поддержке мы выиграли со счетом 2:0. Болели за нас и на выезде — фанаты приезжали в Тбилиси, Баку, Ташкент. Город тогда жил футболом. После матча мы с ребятами иногда задерживались на 20 — 30 минут, чтобы дать автографы всем желающим.

— Когда футболисты поверили, что победа в чемпионате реальна?

— Наверное, после двух последних выездных матчей, которые мы выиграли в гостях у «Торпедо» и «Днепра».

— В том сезоне вы забили 1500-й гол «Зенита» в матчах чемпионата СССР...

— Отлично все помню. Это был тот же матч с киевским «Динамо», я забил второй гол. После финального свистка Павел Садырин подарил мне полотенце с надписью «1500».

— Осенью 1984 года у вас, наверное, не было отбоя от предложений из других клубов.

— Как ни странно, нет. Лишь на следующий год серьезный контракт предложил немецкий «Вердер», но тогда ленинградский спорткомитет не разрешил мне уехать в ФРГ. Покинул «Зенит» я только в 1989 году, когда нас с администратором команды пригласили в Швецию. Там я подписал свой первый в жизни профессиональный контракт — с клубом второго дивизиона «Эстерсунд».

— Сравните, пожалуйста, «Зенит» образца 1984 года и «Зенит» образца 2004 года.

— Одинаков стиль игры. И тогда, и сейчас команда демонстрирует атакующий футбол. Но у моего «Зенита» была большая конкуренция в нападении: могли забить и Сергей Дмитриев, и Владимир Клементьев, и Борис Чухлов. В нынешнем же «Зените» игра впереди строится главным образом на мастерстве Александра Кержакова. Кроме того, «Зенит-1984» славился надежной защитой. В современном же «Зените» оборона, к сожалению, самая слабая линия. И еще один нюанс: в нашей команде почти все футболисты были ленинградцами. Меня как ветерана настораживает большое количество легионеров в современном «Зените».

— Вы согласны с теми специалистами, которые считают, что на финише завершившегося чемпионата зенитовцев подкосили матчи на Кубок УЕФА?

— Это одна из причин, но не самая главная. Мне кажется, ребята просто не выдержали груза лидерства. Тяжело играть, когда от тебя все ждут только побед и чемпионства. Обидно, что команда не воспользовалась предоставленным шансом: ситуация для завоевания «золота» у нынешнего «Зенита» была лучше, чем у нас в 1984 году.

— С кем из своих бывших одноклубников вы сейчас общаетесь?

— С Николаем Ларионовым, Сергеем Дмитриевым, Владимиром Клементьевым, Михаилом Бирюковым, Аркадием Афанасьевым — всеми, кто остался в Петербурге. Стараемся не забывать футбол: тренируемся вместе, играем за «Зенит-84». Мы и сейчас, спустя 20 лет, единая команда. В декабре в рамках празднования победы «Зенита» планируем встретиться в товарищеском матче с ветеранами московского «Спартака».