МЕЖДУ ПРОЧИМ

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Новый год, и не только… Наши предки встречали Новый год весной, потом — в сентябре, и лишь с 1700 года стали отмечать его в январе.

Новый год, и не только…

Наши предки встречали Новый год весной, потом — в сентябре, и лишь с 1700 года стали отмечать его в январе. Царь Петр I издал указ: «Считать новый год не с первого сентября, а с первого января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом.

По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых...» Петр поджег факелом на Красной площади первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию празднества и утверждению нового обычая.

Вплоть до революции 1917 года зимние праздники связывались с Рождеством, а посему новогодняя елка звалась не иначе как рождественская (православное Рождество отмечается после Нового года — 7 января, тогда как католическое — 25 декабря). Карнавальные маски в нашей стране впервые появились в начале XVIII века.

Первыми в России их надели участники пышного маскарада, устроенного по случаю заключения мира со Швецией. Первые елочные игрушки

Одесса — первый город, в котором начали регулярно украшать елки под Новый год, — таково мнение некоторых местных исследователей. Этой традиции уже более 200 лет. Самая же старая елочная игрушка в нашей стране была первый раз повешена на елку под Рождество в 1897 году.

Это раскрашенный аквамарином солдатик. Игрушка хранится в одной из частных коллекций. В 1848 году на Бутырской заставе в Москве первая в России фабрика бенгальских огней начала производить «огонь без цвета и запаха».

Традиция наряжать в городах новогоднюю елку на улице для народных гуляний не такая уж и давняя, как могли бы подумать многие. Первая публичная елка в России была зажжена лишь в 1852 году на Екатерингофском вокзале в Петербурге. Первые рождественские открытки

В 1897 году, накануне главного зимнего праздника, в России впервые появились рождественские открытки. Удовольствие это было не из дешевых: почтовые конверты и марки стоили копейки, а открытки — рубль-полтора.

Дороговизна объяснялась не столько модой, сколько технологией изготовления. Открытки с рождественским рисунком, но без надписей закупались в Британии, а в России на них допечатывали по-русски «С Рождеством Христовым». Вскоре было налажено и собственное производство поздравительных карточек.

К открытке в России сразу стали относиться как к произведению искусства. И если за рубежом художниками были, как правило, неизвестные дарования, то у нас рождественские открытки рисовали живописцы А.Бенуа, К.Маковский, И.Билибин и многие другие.