Уставщина лучше дедовщины?

Уставщина лучше дедовщины?

Вновь разгорелся конфликт Уставного суда и СмольногоУставный суд Петербурга на прошлой неделе окончательно «уничтожил» губернаторскую администрацию, возглавляемую Виктором Лобко.

Вновь разгорелся конфликт Уставного суда и Смольного

Уставный суд Петербурга на прошлой неделе окончательно «уничтожил» губернаторскую администрацию, возглавляемую Виктором Лобко. Два месяца назад УС признал формирование ведомства Лобко противоречащим Уставу. Теперь же судьи определили, что незаконны и полтора года деятельности администрации губернатора. Валентина Матвиенко не собирается подчиняться решению Уставного суда, считая, что УС «без законных оснований расширяет свою компетенцию». Однако неисполнение решений УС влечет за собой и административную, и уголовную, и даже политическую ответственность.

Незаметно для многих в Петербурге вырос еще один центр власти, альтернативный Валентине Матвиенко. Причем появился он там, где менее всего ожидали: не в полпредстве, не в Смольном, не среди обиженных местных элит, даже не в Москве. Альтернативным центром власти стал Уставный суд во главе с Николаем Кропачевым. Началось все с желания Смольного жестче контролировать избрание судей УС. В Законодательном собрании появился соответствующий законопроект. Уставный суд разразился на это решением о незаконности формирования администрации губернатора.

Смольный не стал заниматься переформированием губернаторской администрации, Валентина Матвиенко решила не переназначать своего зама Виктора Лобко. Вместо этого Смольный попытался собрать группу юристов, которая бы занялась порицанием Уставного суда. Никаких действий по выполнению решения суда губернатор так и не предприняла. Лишь на прошлой неделе Валентина Ивановна написала в УС письмо. Градоначальница заявила, «что Уставный суд без законных оснований расширяет свою компетенцию», в связи с чем Смольный отозвал своего представителя с заседаний УС. Кроме того, в прошлую среду Законодательное собрание рассмотрело во втором чтении закон о назначении уставных судей. Там парламентарии прописали основания для прекращения полномочий членов УС.

Уставный суд на атаку Смольного ответил очередным вердиктом, вынесенным поздним вечером пятницы. Согласно определению УС, все правовые акты, принятые администрацией губернатора с момента ее создания (ноябрь 2003 года), не имеют юридической силы и подлежат отмене. Смольному придется провести ревизию всей своей нормативно-правовой базы и вновь принять все постановления, в которых фигурирует глава губернаторской администрации Виктор Лобко. В документе говорится, что правительство Петербурга вправе сформировать новый орган с названием «администрация губернатора» при условии соблюдения требований Устава города и законодательства Петербурга. Кроме того, нужно провести конкурсы на вакантные должности в новой структуре, перевести всех работников бывшей структуры в новую и переоформить все нормативные акты, принятые с 2003 года. В определении Уставного суда также сказано об ответственности, которую может понести губернатор за неисполнение решения УС. Ответственность может быть не только административной, но и уголовной, и политической. Вплоть до отрешения Валентины Матвиенко от должности.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Гуляев (депутат Законодательного собрания):

«Решение Уставного суда надо не комментировать, а выполнять. Уставный суд доказал, что нет ничего выше закона — это лейтмотив принятого решения. Вынесенный вердикт — мужественный поступок судей Уставного суда, а губернатору надо умерить амбиции и привести все свои решения в соответствие с Уставом города и законодательством».

Юрий Новолодский (президент Балтийской коллегии адвокатов):

«Это очередная глупость. Наш Уставный суд неадекватен. Что бы он ни принял, это не будет исполняться, так как в основе его решений лежит не право, а политика. Суд призван разрешать конфликты, а не создавать их. Мне очень стыдно за Уставный суд и за господина Кропачева, который по недоразумению является еще и деканом юридического факультета СПбГУ».

Олег ГОРБАТОВ
Газета Московский Комсомолец в Питере №21/39 за 25-05-2005