У богатых свои дороги

У богатых свои дороги

Проезд на легковой машине по будущей скоростной трассе Петербург — Москва будет стоить 1 рубль за километр (в сегодняшнем масштабе цен), грузовиков — 6 — 8 рублей.

Проезд на легковой машине по будущей скоростной трассе Петербург — Москва будет стоить 1 рубль за километр (в сегодняшнем масштабе цен), грузовиков — 6 — 8 рублей. Это западные цены, но именно они закладываются в проект русского автобана, потому что своего опыта проектирования и эксплуатации платных дорог у нас нет.

Конкурс на обоснование инвестиций в строительство этого автобана, который проводило федеральное государственное управление «Дороги России», вызвал интерес как российских, так и зарубежных фирм — в нем приняли участие 18 компаний. Победителем был признан российско-европейский консорциум, в котором в качестве генерального проектировщика выступит отечественный проектный институт «ГипродорНИИ», как финансовый консультант — компания «Эрнст энд Янг», юридические консультации будет осуществлять фирма «Фрешфилдс Брукхаус Дерингер», технические — компания «Рамболь Данмарк А/С». Срок на выполнение предварительных работ — до декабря 2005 года, из федерального бюджета на них выделено 254 млн руб. Окончательное формирование проекта должно завершиться к весне следующего года.

\

Снижение уровня бюрократической волокиты вокруг данной автомагистрали объясняется не только желанием побыстрее соединить три столицы (третья — Хельсинки) хорошей дорогой. Есть и другое соображение. На заседании правительства в этом году развитие скоростной платной автодорожной сети было названо одним из главных направлений государственной долгосрочной транспортной политики. Государство намерено одним выстрелом убить двух зайцев. Во-первых, снять с себя затраты на новые дороги — ясно, что платную трассу должен строить инвестор, а во-вторых, снизить затраты и на содержание и реконструкцию старых дорог. В ближайшие 20 лет, когда платные магистрали начнут стабильно окупаться, у них будут забирать от четверти до трети средств от транспортных сборов на реконструкцию бесплатных дорог. Если не получится, как в свое время с платными туалетами, — тоже ведь были планы, что за счет их прибыли будет расти туалетная сеть города.

\

Правда, этот оптимистичный (для государства) прогноз опирается на зарубежный опыт. Скоростные платные трассы, соединяющие крупные города, имеются в 30 странах. К примеру, в США их общее количество достигает 9 тыс., во Франции — 10 тыс., в Японии — 8 тыс., в Австралии — 4 тыс. Доля таких автобанов в общем объеме перевозок составляет в среднем 20%, а максимальный срок окупаемости не более 7 лет. Большинство скоростных платных трасс в мире строится на условиях государственно-частного партнерства (у нас эта форма сотрудничества власти и бизнеса пока только зарождается).

\

Впрочем, прокладка и эксплуатация магистрали Петербург — Москва, по словам главы департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олега Шахова, при любой организации дела является одним из самых интересных в стране проектов для частных инвесторов. В прошлом году после визита в Китай глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что китайская сторона готова вложить в эту трассу $1 млрд. Окончательное решение еще не принято, но предварительные документы подписаны. К автобану серьезно прицениваются предприниматели Германии и Южной Кореи.

\

Строительство может начаться уже в 2006 году — если к весне будет согласован окончательный проект. По словам руководителя «Росавтодора» Олега Белозерова, локальные участки трассы предстоит построить за 3 года, а прокладка всей автомагистрали должна завершиться через 7 лет. Строительство начнется с возведения отдельных участков длиной по 50 км на выездах из городов.

\

Каким же будет автобан Москва — Питер? Протяженность трассы на участке от МКАД до КАД Петербурга составит 650 км. Ширина проезжей части дороги на выходе из Москвы — 10 полос, на территории Ленинградской и Московской областей и на въезде в Питер — 8 полос, на территории Тверской и Новгородской областей — 6 полос. Новая дорога будет проложена в обход населенных пунктов Солнечногорск, Клин, Вышний Волочек и Тосно. Предусматриваемая разрешенная скорость движения — 150 км/ч, правда, с трудом верится, что ГАИ это согласует.

\

Тем не менее, по мнению генерального директора АО «Дороги России» Сергея Быстрова, с созданием этой трассы время сообщения между Москвой и Петербургом сократится почти вдвое, поскольку на автобане не будет ни переходов, ни светофоров. Правда, придется тормозить у пунктов оплаты.

\

Ориентировочная стоимость работ составляет, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, 180,7 млрд руб. Источники финансирования — средства федерального бюджета, бюджетов Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей, но от 50 до 80% денег должны вложить инвесторы.

\

Может ли что-то помешать развитию событий по оптимистическому сценарию? Да, есть факторы, которые заранее трудно просчитать. Один из них — во сколько обойдется выкуп земли под новую дорогу. Хотя уже выпущено правительственное распоряжение о запрете сделок с землей в зоне автобана, у кого-то здесь давно уже угодья, а кто-то успел воспользоваться инсайдерской информацией. Отказаться от продажи своих участков владельцы не смогут — государство имеет право на отчуждение любых земель, но потребуют за свои участки рыночные цены.

\

И еще более важный вопрос — о цене проезда и количестве будущих пользователей трассы. Для автомобилистов Западной Европы и США заплатить рубль или шесть рублей (в пересчете на свои валюты) за километр проезда не проблема. У нас зарплаты другие. И 650 рублей за право доехать до Москвы на своей машине не так уж мало. А для владельца грузовика отдать почти полторы сотни долларов, не считая взяток инспекторам ГАИ, которые не обойдут своим вниманием и скоростную трассу, — вообще разорение. В общем, если действующая бесплатная трасса не будет брошена на произвол судьбы и не превратится в тракторный путь, большинство автовладельцев предпочтут бесплатный вариант.

\

Это не значит, что автобан не нужен — спрос на него будет расти вместе с ростом доходов населения. Не нужно только закладывать в проект слишком короткие сроки окупаемости. Ведь дороги оправдывают себя не только за счет платы за проезд. А попытки побыстрее вернуть вложенные деньги, установив «европейскую» плату, дадут обратный результат.