Какой же свинг без интриги!Тем более в белые ночи...

Какой же свинг
без интриги!Тем более в белые ночи...

Тем более в белые ночи...Георгий ВАСЮТОЧКИНДвенадцатый по счету международный фестиваль «Свинг белой ночи» прошел в нашем городе 24 — 26 июня. Третий год подряд обстоятельства не позволяют приглашать полноценные.

Тем более в белые ночи...
Георгий ВАСЮТОЧКИН

Двенадцатый по счету международный фестиваль «Свинг белой ночи» прошел в нашем городе 24 — 26 июня. Третий год подряд обстоятельства не позволяют приглашать полноценные, пусть даже малые, ансамбли из-за рубежа, но это неудивительно: нынче ведь и шахматисты первой мировой десятки ездят на международные турниры за свои денежные взносы. А джазом не заработаешь; искусство, как бы ни убеждал нас в обратном Михаил Швыдкой, не было и не станет бизнесом...

На этот раз заезжих звезд представляли «наш» Игорь Бутман и поляк Михал Урбаняк, приехавший благодаря содействию Генконсульства Польши в Санкт-Петербурге, а женский вокал — Яна Радион, Виктория Урусова и певица Ив Корнелиус (США), сопровождающая поездки группы Леонида Винцкевича (Курск) по городам России. Организацию фестиваля осложнило и отсутствие в эти дни «Ленинградского диксиленда» и биг-бэнда Сергея Гусятинского, снискавшего на прошлогодних джазовых сценах симпатии знатоков. Отсутствие новых имен (и групп) ставило перед руководством фестиваля сложную задачу — удержать программу на должной высоте за счет репертуара и исполнительских данных участников. Понятно, какую изобретательность и находчивость нужно было проявить музыкальному директору фестиваля Давиду Голощекину.

\

Интрига не заставила себя ждать. Программу открывал сам маэстро в квартете, где вместо его постоянных партнеров последних лет по группе Four киевлянина Дениса Дудко (контрабас) и гитариста Гасана Багирова появились Вадим Михайлов и Илья Луштак, «мобилизованный» из США. Из пяти репертуарных номеров два заключительных явили премьер-солиста в новом для него качестве — неофита джазового модерна (но не авангарда!). Так Голощекин ответил тем, кто снисходительно «прописывает» артиста в мэйнстриме середины ХХ века. В коротком фестивальном репертуаре «Свингующая скрипка» наш виртуоз трижды менял свой инструмент — он эффектно выглядел и как пианист, и перейдя на... альт.

\

А в программе следующего, субботнего, дня на открытой эстраде перед Русским музеем по приглашению другого нашего «вожатого» — Геннадия Гольштейна Давид Голощекин выступил вместе с биг-бэндом «Саксофоны Санкт-Петербурга». Его засурдиненный корнет воспринимался как острая, точная графика на сочном полотне слитного звучания саксофонов.

\

Нельзя не подивиться и творческой энергии Геннадия Гольштейна, более десяти лет властно удерживающего молодежный состав на петербургской сцене и при этом непрерывно обогащающего его репертуар новыми аранжировками.

\

При выступлении «Саксофонов Петербурга» и джаз-бэнда Алексея Канунникова на песчаной площадке перед сценой было тесно от танцующих... шестидесятилетних (и людей даже постарше), тогда как молодежь посиживала на травке.

\

Еще один акцент открытого для публики субботнего концерта на площади Искусств — два огромных синих зонта с фестивальным лэйблом — под ними на столиках продавались литература о джазе, журналы, компакт-диски. Наши историографы за последние шесть лет успели выпустить не менее десятка названий книг о петербургском и мировом джазе: был выбор — и торговля шла хорошо. Яркое воспоминание осталось от выступления с «Саксофонами Петербурга» достигшей поры расцвета солистки Яны Радион, эффектно смотревшейся в своем ярко-оранжевом платье-тунике.

\

Субботний вечер в Джазовой филармонии на Загородном запомнился игрой польского гостя — скрипача Михала Урбаняка. У наших джазменов — сорокалетний опыт знакомства с коллегами из Польши. Збигнева Намысловского мы принимали в клубе «Квадрат» еще во Дворце культуры Ленсовета. Теперь перед нами предстал прославленный скрипач, и не в авангардном репертуаре, а с вечно юными джазовыми стандартами. А завершил он свою программу двумя польскими национальными мелодиями. Ему прекрасно ассистировали наш Николай Сизов на фортепиано и двое польских музыкантов — на контрабасе и ударных.

\

Экс-петербуржец Игорь Бутман, игравший в день открытия фестиваля, к своей обычной виртуозности наконец-то добавил еще и такие необходимые качества солиста, как содержательность и адресность исполнения. Его тенор-саксофон звучал как действительно ведущий инструмент современной джазовой сцены, а в сопровождении на фортепиано Петр Корнев был безупречен. И стержнем, сшивающим все части фестивального праздника, оставался Давид Голощекин, ассистировавший едва ли не всем приглашенным знаменитостям на флюгельгорне, виброфоне и скрипке. При минимуме групп-участниц и предельной экономии средств он сумел спасти фестиваль от статуса «ежегодного мероприятия». Другому бы это не удалось.