Захваченные и поглощенные

Захваченные и поглощенные

Основанием для захвата бизнеса сегодня служит не наличие активов и даже не высокая рентабельность - подчас достаточно просто оказаться не в том месте и не в то время.

«Если еще два года назад интерес москвичей к Петербургу определялся желанием прикупить что-нибудь доходное где-нибудь в центре, то сегодня они претендуют на вполне конкретные активы и уже не путают названия улиц, – говорит член Центрального совета Межрегионального центра экспертов и профессиональных управляющих Владимир Максимов. – Это обуславливает и высокую активность местных игроков. Думаю, ажиотаж сохранится еще? как минимум? несколько лет, в течение которых число захватов будет возрастать».
Еще одна сравнительно новая тенденция на рынке захвата – активная позиция региональных властей, которые все чаще стараются обозначить свои интересы. Созданный недавно в московском ГУВД специальный отдел по борьбе с рейдерами – специалистами по захвату предприятий для перепродажи их активов – наиболее явное тому подтверждение. В Петербурге чиновники всегда подчеркивали отсутствие предпосылок для появления аналогичной структуры. Но не исключено, что эта позиция может измениться, если такая идея найдет поддержку у губернатора. Явный шаг в этом направлении – создание в начале года при прокуратуре Петербурга межведомственной группы по борьбе с захватами и преднамеренным банкротством. Правда, по существу, группа, в которую вошли прокурорские работники, представители налоговых органов, МВД и ряда других ведомств, сегодня выполняет роль консультационно-координационного совета.
30% для захвата
Собственник бизнеса, если он не имеет недвижимости в центре города, часто вообще не рассматривает риски возможного недружественного поглощения. В результате вопрос, как защититься, возникает лишь тогда, когда процесс захвата вошел в активную стадию, и речь идет уже о том, как выйти из ситуации с минимальными потерями. «Проблема собственника, как правило, в том, что он расценивает свой бизнес с точки зрения стабильности, прибыльности и т. п. Тогда как для рейдера важную роль играет отношение стоимости активов предприятия к стоимости захвата – если разница составляет больше 30%, то захват становится оправданным», – уверен Владимир Максимов.
«Сегодня захват часто начинает преследовать смешанные цели, – говорит начальник отдела по обслуживанию акционерных обществ консалтинговой группы «О.С.В.» Илья Тамаркин. – С одной стороны, основным призом по-прежнему являются земельные участки и недвижимость в центре, с другой – новые владельцы более тщательно подходят к оценке бизнеса. Если профильное направление способно приносить прибыль, его сохраняют в том или ином виде».
По словам специалистов Территориального управления по Петербургу и Ленобласти Федеральной антимонопольной службы, процесс укрупнения бизнеса, начавшийся в 1999 году, еще не завершен. Наиболее явно эти процессы сегодня проявляются в пищевой отрасли (например, холдинг «Планета», подчиненный структурам Романа Абрамовича, некоторое время назад развил в регионе активную деятельность по скупке птицефабрик), в сфере строительства, производства стройматериалов и ряде других. Даже рентабельность бизнеса здесь отходит на второй план – для захватчика бизнес может приобретать куда большую ценность в дополнение к уже имеющимся активам.
Партнеры не ладят
По словам специалистов, ежемесячно 2-3 захвата возникают на почве конфликтов партнеров по бизнесу. Как правило, здесь ситуация осложняется тем, что правоотношения собственников на момент создания предприятия никак не закреплялись. А поскольку расхождения во взглядах на развитие бизнеса легко переходят в выяснение отношений, кто сделал или вложил больше сил и средств в предприятие, то следующим шагом обычно становится попытка выкинуть партнера из дела.
Из питерских «бизнес-разводов» наиболее известный и крупный пример, который является,, скорее, исключением из общего правила, – компания «Фаэтон». Сергей Снопок и Эдуард Хильченко просто поделили между собой направления бизнеса и даже сохранили нормальные отношения. В большинстве же случаев кому-то приходится уйти, получив отступные. Причем бизнес достается обычно тому, кто первым начал подготовку к конфликту.
Проникают в Петербург и сравнительно новые виды «захватнического» бизнеса. В частности, скупка акций до блокирующего пакета с целью шантажа собственников, которые вынуждены выкупать акции по завышенной цене.
Защита без учебников
Одним из достаточно новых моментов в защите от захватов бизнеса стало привлечение специалистов. Правда, если в Москве существуют десятки компаний, специализирующихся на антикризисном управлении, то в Петербурге их практически нет – такого рода услуги обычно являются одним из направлений работы консалтинговых компаний. Причина отчасти в том, что стороннему консультанту необходимо предоставить абсолютно всю информацию о деятельности компании. Понятно, что даже под угрозой потери бизнеса такой вариант многие воспринимают как неприемлемый.
Собственно «учебника», содержащего типовые приемы защиты, нет – каждый конфликт имеет свои индивидуальные черты. Примером грамотно построенной защиты может служить ситуация вокруг холдинга «Илим Палп», владельцы которого смогли сохранить бизнес в борьбе с «Базовым Элементом» Олега Дерипаски. По словам экспертов, противостояние развивалось по одной из двух классических схем обороны, когда на каждый шаг оппонентов следовала адекватная реакция защищающейся стороны. При этом была выбрана и реализована правильная PR-стратегия, в ходе которой в СМИ сообщалась максимально достоверная информация о развитии конфликта. В итоге нападение удалось отбить.
Вторая классическая схема была успешно применена в сравнительно недавнем конфликте, в центре которого оказалась питерская компания, работающая в сфере медицинских услуг (сеть клиник). Уступив нападающим по всем направлениям атаки, компания подготовила контрмеры по целому ряду других направлений, которые оказались для захватчика полной неожиданностью.
Тем не менее единственный способ избежать потерь от конфликта – не допустить его вообще. Если он начался, потери неизбежны просто потому, что нападающая сторона всегда находится в более выигрышном положении. Даже в публичном конфликте за рамками часто остается длительный процесс переговоров и отступные, выплаченные за сохранение бизнеса. Но принять тот факт, что мониторинг ситуации в части предупреждения конфликтов становится не менее, а зачастую и более важным фактором существования и эффективного развития бизнеса, чем любое другое направление деятельности, – большинство собственников пока не готовы.

Алексей Травин

источник: Предприниматель Петербурга