Мера высшей милости

Мера высшей милости

Президент милует бытовых убийц и беспощаден к тем, кто издевается над детьмиДля людей, оказавшихся по ту сторону колючей проволоки за совершение преступлений, существует возможность выйти на свободу задолго до окончания отведенного срока.

Президент милует бытовых убийц и беспощаден к тем, кто издевается над детьми

Для людей, оказавшихся по ту сторону колючей проволоки за совершение преступлений, существует возможность выйти на свободу задолго до окончания отведенного срока. Все они имеют право обратиться с ходатайством о помиловании. Сперва с их просьбой должен согласиться губернатор, который передает послание с зоны президенту России. Он и решает, выпустить кого-то на свободу или нет. Сотрудники комиссии по помилованию Ленинградской области рассказали нам массу интересных историй о том, кого милуют, а кого нет.

Из тюрьмы — в дом престарелых

6 июня 2003 года 63-летняя Валентина Котова топором зарубила собственного мужа. Бытовой казни предшествовала совершенно отвратительная сцена. Супруг-алкоголик требовал купить бутылку водки, но пол-литра сельскому жителю показалось мало. Выпив спиртное, муж стал требовать добавки. Получив отказ, избил Валентину Петровну, взял ее вещи и обменял их на выпивку. Женщину угораздило бросить мужу фразу, что он «не мужчина, если позволяет себе пропивать вещи жены». В ответ на это супруг снова стал ее бить, загнал под кровать, а потом лег спать. Потрясенная женщина взяла топор, подошла к кровати, на которой спал благоверный, и нанесла ему смертельный удар в голову.

Валентина Котова полностью признала свою вину, и суд учел это, назначив ей наказание ниже низшего предела. В колонии ее парализовало. Женщина, ставшая инвалидом, самостоятельно даже не смогла написать ходатайство о помиловании — за нее это сделали знакомые по колонии. Ее послание поддержал губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, а 25 января 2005 года вышел указ о помиловании, подписанный Владимиром Путиным. Поскольку обслуживать себя самостоятельно больная женщина не может, ее направили на постоянное место жительства в дом-интернат в Лодейном Поле.

Отец ответил за младенца

29 августа 2003 года тихвинец Олег Горячев воткнул в спину жены Натальи кухонный нож.

За полгода до того трагического дня у Горячевых родился сын. Супруга Олега не питала к мальчику никаких чувств, более того, отказывалась кормить малыша и ухаживать за ним. Вот мужчина и вышел из себя. Увидев кровь, брызнувшую из спины жены, Горячев одумался, сам оказал Наталье первую помощь, а затем вызвал ей «скорую».

За причинение телесных повреждений жене Горячев отправился в колонию на 4 года. Его сын попал в детский дом. Находясь за решеткой, Олег сумел не только помириться с женой, но и уговорил ее забрать сынишку домой. В итоге кроме него самого ходатайство о помиловании написала и пострадавшая жена. Губернатор Сердюков и президент Путин спасли от разрушения молодую семью. По президентскому указу Горячеву сократили срок отсидки, и он практически сразу вышел на свободу условно-досрочно.

Матери-садистке место на нарах

Далеко не все обращения в комиссию по помилованию удовлетворяются. Случается, что пишут туда люди, от поступков которых кровь в жилах стынет. Недавно высокая комиссия рассмотрела письмо 38-летней Ирины Рюхтиной.

В 1993 году Рюхтина развелась с мужем, но быстро нашла себе нового мужчину и стала мамой еще двух детишек. Дочь же от первого брака некоторое время жила с бабушкой. Однако старушка занемогла, и 12-летняя Саша оказалась с мамой и отчимом. Последствия того, что творилось в родительском общежитии, девочка тяжело переживает до сих пор. Целый год родная мать в буквальном смысле слова пытала ее. Ирине не нравилось, как Саша учится в школе. Успеваемость она попыталась повысить еженедельными порками. За раз она наносила девочке не менее 50 ударов проводом. В качестве орудий пыток использовались и разделочная доска, и ремень с тяжелой пряжкой. Еще она раздевала девочку догола и выставляла в коридор — на холод и обозрение соседей, а еще — голую травила немецкой овчаркой. Но и этого мамаше-садистке казалось мало. Пальцы собственной дочери она вставляла в мясорубку, а затем начинала вращать ручку, причиняя девочке невероятную боль.

За истязания дочери Рюхтина получила пять с половиной лет колонии. Оттуда она и написала прошение о помиловании. Удивительно, но мать-садистка просила выпустить ее на свободу, так как... у нее есть еще двое детей, которых необходимо воспитывать. Рюхтина ни в чем не раскаялась и считает все то, что делала с дочкой, нормальными методами воспитания. За решеткой она пробудет до 2007 года.

В тюрьме убийца cтала поэтом

Прошение о помиловании 28-летней Елены Викулиной также попало в список отклоненных. В 2001 году Санкт-Петербургский городской суд отправил ее в колонию на 9 лет. В городе на Неве девушка пошла по стопам черных риэлтеров.

Через знакомых Елена нашла одинокую старушку — владелицу роскошной квартиры. Стала за ней ухаживать, а потом явилась к бабушке вместе с приятелем-киллером. Тело пенсионерки черный риэлтер и убийца вывезли за город и спрятали. Далее они подыскали женщину, похожую на жертву. Пользуясь паспортом покойной, женщина успешно продала квартиру, которую Викулина оценила в человеческую жизнь.

«Отбывая срок наказания в ИК-2, я многое поняла. Совершенное мной преступление — это мой грех, с которым мне жить всю жизнь...» — писала Викулина президенту, отдельно указав, что в колонии она ведет альманах «Час поэзии».

Но в удовлетворении ходатайства о помиловании Викулиной отказали.

Кто и как милует в России

Нынешняя система комиссий по помилованию в России существует 4 года. Заключенные, как и их родственники, могут обратиться в региональные комиссии по помилованию. Там о них собираются сведения, которые говорят о совершенном преступлении, исправлении человека и жизни его семьи. Выводы комиссии предоставляются губернатору, который вносит предложение об акте помилования в Москву. Окончательное решение принимает президент России. Сроки вынесения решений действующим законодательством не установлены.

Михаил Александров

Газета Московский Комсомолец в Питере №24/45 за 15-06-2005