Новая Голландия начинает обратный отсчет

Новая Голландия начинает обратный отсчет

Петербургский Комитет по охране памятников представил результаты историко-культурной экспертизы Новой Голландии и охранные обременения для архитектурно-инвестиционного конкурса на проект реконструкции ансамбля.

Петербургский Комитет по охране памятников представил результаты историко-культурной экспертизы Новой Голландии и охранные обременения для архитектурно-инвестиционного конкурса на проект реконструкции ансамбля. Под снос определены постройки, относящиеся к концу XIX – началу XX веков, и здания советского периода. Памятники федерального значения подлежат реконструкции.

В сводный план экспертных рекомендаций по строительным режимам на территории Новой Голландии входят несколько типов объектов: памятники федерального значения, объекты культурного наследия, рекомендуемые к сохранению; здания, подлежащие реставрации и реконструкции, и сооружения под снос. Под федеральную охрану попали три корпуса лесных складов, тюремная башня, кузница, ковш и два канала. «Все это будет сохранено в обязательном порядке», – заявляет Вера Дементьева, председатель КГИОП Санкт-Петербурга. Запрещаются любые архитектурные нововведения, неизменными должны остаться рисунок фасадов, несущие конструкции, формы оконных проемов, голландский «переплет» окон. Несколько отсеков складских корпусов будут превращены в музей. В остальных петровских складах реставраторы все-таки допускают незначительную внутреннюю перепланировку. Большая часть деревьев, плотно окружающих остров и, по мнению специалистов, мешающих обозрению, будет вырублена, дровосеков не допустят только к особо ценным породам.

АрхитектурнаЯ избирательность
Категорично подходят специалисты к островным «новоделам»: «Все, что возникло в советское время, подлежит сносу», – утверждает Вера Дементьева. Не совсем ясно будущее зданий, относящихся к концу XIX века, которые в КГИОП хотели бы сохранить. К ним относятся кузница и лаборатория Д.И. Менделеева. В Комитете надеются на сознательность инвесторов, во власти которых не сносить здания, а отреставрировать фасады. Советские постройки – радиостанция, лаборатории, мастерские – расположены в северо-восточной части острова. Это лакуна, где возможна новая застройка. Для нее разработана система ограничений, в первую очередь по высоте. Высотный регламент предполагает 23 метра максимально допустимой высоты для новых сооружений, они не должны возвышаться над историческими зданиями. «Экономика у проекта получается суровая, но на повышение высотности мы идти не можем. Мы предлагаем застройщикам заглубляться, если это позволит геологическая ситуация», – отмечает Вера Дементьева. В Комитете считают, что невозможно вернуть Новой Голландии старую складскую функцию, нужно приспособить его к новому использованию, обеспечив сохранение памятников. «Только так можно дать новую жизнь Новой Голландии», – считает Вера Дементьева. КГИОП не предложил каких-либо концепций развития острова, ограничившись охранными условиями, но Вера Дементьева уверена, что элитное жилье в Новой Голландии не появится. Этот фактор, кстати, может отпугнуть потенциальных инвесторов. Группа ЛСР, например, которая еще год назад обратила внимание на остров, потеряла интерес к проекту после того, как стало известно, что жилья там не будет. По мнению Веры Дементьевой, гораздо логичнее построить на острове отели.
Напомним, возможность реконструкции Новой Голландии обсуждалась с конца 1970 годов. Несколько лет назад стоимость этих работ оценивалась примерно в 0 млн. В начале 1990-х годов французская компания заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил снести строения в северной части острова, освободив участок под деловую застройку. В старинных зданиях предполагалось разместить учреждения культуры: филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии. В конце 1990-х Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, обратился к федеральным властям с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинки с включением в комплекс зданий Новой Голландии. Разработкой этого проекта занимался американский архитектор Эрик Мосс, представивший его в 2002 году. В мае нынешнего года в Петербурге открылась выставка проектов архитектурной реконструкции острова. Основной экспонат – очередное архитектурное решение Вениамина Фабрицкого. Проект называется «Международный центр культуры, общения и делового сотрудничества».

Тайны голландского острова
По словам Веры Дементьевой, архитектурно-инвестиционный конкурс проектов развития острова Новая Голландия, вероятно, будет объявлен Комитетом по инвестициям в начале осени. На конкурс будет «выставлен весь остров», архитекторы должны будут предложить целостное решение для всей Новой Голландии. Глава КГИОП не исключила возможности участия в конкурсе иностранных архитекторов, но отметила, что конкурсные условия и процедура проведения конкурса еще не определены. Пока даже не известно, будет ли конкурс открытым или закрытым. Стоимость реставрационных работ на острове Новая Голландия, которые в качестве обременения являются обязательным условиям проекта, сегодня не известны. По словам Веры Дементьевой, КГИОП не делал таких расчетов, объемы необходимого финансирования будут просчитаны лишь после принятия конкретного проекта развития острова. Проект Фабрицкого, например, оценивается в 0 млн. Что же касается самого проекта, то, по словам председателя КГИОП, он будет нести «общественно полезные функции», предполагается «музеефикация» ряда зданий и строительство «Дворца фестивалей». «Для нас Новая Голландия – это один из самых крупных инвестиционных проектов в городе и реализация замыслов наших предков, так как при реализации проекта будут использоваться давно заложенные авторские идеи. Это вторая жизнь Новой Голландии», – заявила Вера Дементьева

Екатерина Меньшикова