Плати или уходи— требуют чиновники от предприятий, расположенных в центре города

Плати или уходи— требуют чиновники от предприятий, расположенных в центре города

— требуют чиновники от предприятий, расположенных в центре городаМарина СУМИНАОдин из самых спорных вопросов городской жизни — нужно ли выводить промышленные предприятия из центральных районов на окраины.

— требуют чиновники от предприятий, расположенных в центре города
Марина СУМИНА

Один из самых спорных вопросов городской жизни — нужно ли выводить промышленные предприятия из центральных районов на окраины. Собственно, потому и не запущен процесс «депортации производств», что нет единства мнений. Разговоры о том, каким чистым и красивым будет город без промышленности, — это для дураков и туристов.
В промышленности занят каждый четвертый из числа работающих граждан, она дает треть всех городских доходов. А будут инвестиции, новые технологии — даст и больше.

Против сотрудники предприятий. Ездить на работу куда-то на окраины, где нет метро, при нынешнем состоянии общественного транспорта и забитых дорогах люди не хотят. К тому же у многих заводов просто нет денег на строительство новых корпусов и сам переезд.

\

А главное — ради чего выгонять предприятия? Только для того, чтобы на их месте на готовых коммуникациях ушлые застройщики навтыкали бы новые дома и бизнес-центры и заработали бы себе на этом денег? А чем для города и горожан бизнес-центр лучше завода?

\

Все это законные вопросы, но на них есть логичные ответы.

\

Когда заходит речь о промышленности, у всех в памяти возникают Кировский завод, «Севкабель» и «Адмиралтейские верфи», то есть наши «знаковые» предприятия. Но, думается, даже в самых смелых чиновничьих планах перебазирование этих промышленных гигантов не предусматривается. Однако много ли известных и успешных заводов среди тех двухсот, что прописаны в историческом центре? Несколько десятков. Остальные — это просто огороженные грязными покосившимися заборами участки земли с неприглядными строениями.

\

Выборочная проверка комитета экономического развития показала, что из 43 обследованных предприятий, расположенных в центре города, 15 производством уже фактически не занимаются, а сдают помещения в аренду, работают как склады. У остальных нет перспектив развития: коммуникации изношены, доставка сырья и вывоз продукции затруднены, так как грузовым машинам трудно пробираться через центр, старые корпуса не приспособлены для установки современного оборудования.

\

Есть ответ и на вопрос, кому и чем они мешают. Если предприятие фактически не работает по своему профилю, то и налогов с него с гулькин нос. И тот же бизнес-центр платил бы их больше. Кроме того, у нищего завода нет денег на содержание своих зданий и дворов в пристойном виде. Кто много ездит по городу — автотранспортом или на электричке, знает, сколько у нас даже в обжитых районах бесконечных покосившихся бетонных оград, за которыми видны грязные с выбитыми окнами строения. Они действительно ломают городскую среду и способны испортить впечатление о парадной стороне города.

\

Таковы, повторим, аргументы сторонников и противников промышленного переезда. Но повторяем мы их только для того, чтобы сообщить: похоже, найден компромисс, устраивающий обе стороны. С 1 июля начал действовать экономический механизм, способный сделать передислокацию для успешных предприятий выгодной, а для бездействующих — неизбежной.

\

Земля, на которой стоят городские предприятия, находится в основном в аренде. Арендная плата в последние годы была относительно невысокой, а кроме того, для участков, которые использовались под промышленные цели, действовал понижающий коэффициент. Даже самое слабое предприятие проблем с оплатой аренды не испытывало. Зато выкуп земли стоил дорого — 30-кратная ставка земельного налога. И если удавалось «выкупиться», то возникали сложности с тем, чтобы продать или заложить эту землю, получив тем самым деньги на строительство нового предприятия на другом участке. Гораздо более выгодно было при большом спросе в центре Петербурга на помещения сдавать пустующие площади в субаренду.

\

Но начиная с 1 июля 2005 года предприятия вынуждены вносить арендную плату без применения понижающих коэффициентов, в полном объеме. Во избежание финансового шока был предусмотрен постепенный рост арендных платежей: в I квартале 2005 года — на 50%, во II квартале — на 75%. И в то же время был принят закон об уменьшении выкупной платы на землю — теперь она снизится втрое и составит 9 ставок земельного налога. Таким образом, покупать землю стало выгоднее, чем арендовать.

\

Это и дает стимул промышленным предприятиям к переезду на новые квартиры. Как пояснил председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Дмитрий Гордо, идея заключается в том, что промышленники по низкой цене выкупают землю под своим предприятием в центре Петербурга, а затем продают ее дороже — по рыночной цене и на вырученные средства переезжают в промзоны на окраинах. Средств должно хватить с лихвой, поскольку, например, выкупленный участок под предприятием на Выборгской стороне будет при его дальнейшей перепродаже стоить более чем в 40 раз дороже, чем аналогичный по площади участок в Шушарах.

\

Разницу в цене можно использовать на перебазирование, даже не продав, а заложив в банке землю, которую выкупило предприятие. Причем если в центре города цены на землю на торгах будут расти, то в пром-зонах, как заверил председатель комитета экономического развития Владимир Бланк, стоимость земли будет стабильно удерживаться на уровне $250 — 500 тыс. за га.

\

К тому же и инженерную подготовку земель под промышленные новостройки город берет на себя. В частности, в 2005 году на развитие инфраструктуры в промзонах, ждущих переселенцев, выделено из городского бюджета 300 млн рублей. Всего же на их развитие в период с 2005 по 2007 гг. должно пойти около 800 млн руб. Определено пять зон первоочередного развития — Металлострой-2, Конная Лахта, Нойдорф (поселок Стрельна), Предпортовая-3 и Шушары-2.

\

В последней из перечисленных зон работы форсируются, губернатор Валентина Матвиенко дала указание комитету по энергетике в течение полутора лет обеспечить здесь все участки инженерными мощностями. Чтобы будущий завод «Тойота» и его соседи не сидели без света и воды. А в зоне Нойдорф, где в 2004 году были проложены водопровод, канализация, дороги (всего — на сумму 96 млн рублей), создание инженерных коммуникаций предполагается завершить к концу 2005 года. К сожалению, нет сведений, как будет организована доставка сюда рабочих — городским общественным транспортом, коммерческим, или же предприятиям придется, как многие уже и делают, закупать свои автобусы.

\

По официальным данным, сейчас 25 предприятий сообщили о своей заинтересованности в смене прописки, а 8 из них должны переехать уже в ближайшее время. Пока же место жительства сменила только Первая мебельная фабрика, переместившаяся из Петроградского района в Приморский. Решение об этом ее руководство приняло не под давлением городской администрации, а исходя из своих расчетов. По словам генерального директора фабрики Александра Шестакова, содержать предприятие в историческом центре Петербурга стало невыгодно. В первую очередь мешала транспортная проблема — пробки на дорогах и ограничения для большегрузных машин тормозили производственный процесс. Правда, переезд обошелся фабрике дорогой ценой — в $14 млн. И, пока шло строительство нового комплекса, в течение двух лет пришлось работать в три смены без выходных, чтобы создать запас продукции. Хотя в КЭРППиТ считают этот переезд примером для других — многие призадумаются, смогут ли они справиться со всеми тяготами перемещения, сумеют ли вернуться на рынок, если потребуется остановить производство на длительный срок.

\

Так что экономика экономикой, но и без принудиловки городским властям не обойтись.

\

Основные районы, откуда предполагается выселить предприятия, — Петровский остров, северный берег Малой Невы в районе Уральской улицы, берега Большой Невки и Большой Невы до Кантемировского моста, Петроградская, Выборгская и Пироговская набережные, берега рек Ждановки и Карповки, Обводного канала, зона станции «Москва-Товарная». Пока выявлено около 100 предприятий, чье существование в центре ничем не оправдано. Правда, и им потребуется минимум 100 га инженерно подготовленных площадей, а столько земли Петербург пока предоставить не может. В новом Генеральном плане Петербурга на обустройство новых промзон отводится 10 лет. Только к 2015 году производственные территории в центре города уменьшатся на 500 га. Но не исключено, что вступление в будущем году России в ВТО и неизбежное вытеснение с рынка слабых производств ускорят этот процесс.

\

Так что же все-таки с переездом — идет он или не идет? По сути — не идет. Но впервые за все годы, когда стала обсуждаться тема промышленного засилья в центре — т. е. с семидесятых годов прошлого века, появился механизм, который делает переезд возможным. А желающие со временем найдутся.

\

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА