Призрак «оранжизма»

Призрак «оранжизма»

Питер готовятк новой революцииПредыдущие публикации «МК» в Питере» — № 16 (29) от 20 апреля «Где у революции начало» и № 23 (43) от 8 июня «Питерский гамбит» — были посвящены возможности развития событий в России по так называемому «оранжевому» сценарию.

Питер готовятк новой революции

Предыдущие публикации «МК» в Питере» — № 16 (29) от 20 апреля «Где у революции начало» и № 23 (43) от 8 июня «Питерский гамбит» — были посвящены возможности развития событий в России по так называемому «оранжевому» сценарию. Согласно нашим выкладкам, для очага «управляемой» революции идеален именно Петербург. А последние события на питерской политической авансцене при детальном анализе только подтверждают «избранность» нашего города.

Если в кучу сгрудились малые

Сразу после выхода «Питерского гамбита» я был приглашен на некий круглый стол петербургского филиала одной зарубежной радиостанции.

В роли моего оппонента выступил главный редактор питерской редакции одного из либеральных изданий. И вот что интересно. Моему радиоэфирному визави, как выяснилось, не понравилась озвученная в статье версия о том, что январские уличные волнения в Питере направлялись сохранившей инкогнито политической силой. Но гораздо больше удивило стремление уважаемого в либеральных кругах публициста выступить неким адвокатом питерских адептов Эдички Савенко, больше известного под псевдонимом Лимонов. Не смутило моего собеседника и напоминание о том, что длительное время гауляйтером питерских нацболов был Андрей Гребнев. Впоследствии он был осужден, как говорят, за избиение иностранного студента. После выхода из тюрьмы подался к питерскому поборнику русской нации Юрию Беляеву, лидеру «Партии свободы». В отношении которого, по некоторым данным, прокуратурой города уже передано в суд дело по обвинению в разжигании национальной, религиозной и расовой вражды. Именно в ранге беляевского партайгеноссе Гребнев и скончался безвременно, по слухам перебрав в несколько раз допустимую дозу паленой водки. Но, как выяснилось, по мнению одного из духовных наставников питерских либералов, бойцы НБП «очень сильно изменили свою идеологию... и сейчас придерживаются социал-демократической идеологии».

И вот в начале августа на официальном сайте питерской НБП с гуманистическим названием «Смерч» были обнародованы стихи... «трагически погибшего осенью 2004 года» Андрея Гребнева! Думаю, сам факт такой преемственности красноречив. Но для большей наглядности приведу лишь одно четверостишие из гребневских нетленок:

Вот был бог — Гитлер! И вот был бог — Сталин!

И плоть заставляли жрать предателей.

Как говорится, из песни слова не выкинешь. Так кто же изменился? Или можно смело говорить о том, что «Петербургское гражданское сопротивление» (ПГС), объединившее в едином порыве либералов и нацболов, есть не что иное как своеобразный политический «брак по расчету»? Тогда все встает на свои места. Убедившие себя в новообрядчестве НБП либералы получили в свое распоряжение «уличную пехоту», способную со сладострастием мазохиста идти на акции «прямого действия». Сменившие же окрас нацболы заимели выход на либеральные СМИ и, вероятно, вожделенное финансирование. О последнем может косвенно свидетельствовать распространившийся по Питеру в конце весны слух о том, что лидер городских нацболов «раскрутился» на покупку собственной комнаты. Но вряд ли рядовые питерские лимоновцы осведомлены о недвижимости своего вождя.

Впрочем, если проводить параллель с «оранжистами» на Украине, то в союзе националистов и либералов нет ничего удивительного. Не случайно наибольший процент голосов на богатой националистическими традициями Западной Украине получил очень либеральный кандидат-западник Виктор Ющенко.

Кстати, именно с киевского поезда две недели назад питерскими чекистами был «снят» некто Александр Втулкин. В свое время он также был соратником Беляева, но позже ушел в самостоятельное плавание. Так, господин Втулкин стал «министром национальной безопасности» в карликовой «Русской республике». Которая, кстати, отметилась своим присутствием на зимне-весенних митингах. По версии питерского УФСБ, в конце прошлого года Александр Втулкин посредством Интернета послал угрозу физической расправы... губернатору Петербурга. За что и заслужил обвинение в разжигании национальной розни, да в придачу объявление в федеральный и международный розыск. По информации наших источников, господин Втулкин рассчитывал найти в Киеве «политическое убежище». Но не успел. Очевидно, во властных структурах совместная активность националистов и либералов также не осталась незамеченной.

Так в чем же секрет энергичности «оранжистов»? Вероятно, в источнике «энергии»...

Кто же «ужинает» оппозицию?

Опыт уже состоявшихся «оранжевых» переворотов показывает, что дело это очень затратное. По поводу все того же прихода к украинскому кормилу власти господина Ющенко Госдеп США уже признал, что щедро спонсировал сие действо. Впрочем, о капиталовложениях в российскую либеральную оппозицию наши заокеанские друзья скромно умалчивают. Но спонсорскую помощь можно найти и на родных просторах.

Помимо упомянутого ПГС с начала 2005 года в Питере развила заметную активность молодежная «Оборона». По некоторым данным, это сообщество так же разношерстно, как и сопротивленцы. В нем можно найти молодящихся аппаратчиков из «Яблока», СПС, группы защитников Ходорковского «Совесть» и студенческого новодела «Идущие без Путина». И вновь активность в Питере ни в какое сравнение не идет с куцыми акциями оборонцев в первопрестольной. А уж про количество выпущенных листовок, стикеров и уличных транспарантов и говорить не приходится. Очевидно, налицо серьезная финансовая подпитка «оранжистов». Так, по некоторым данным, с начала текущего года только в «оборонцев» было вложено около двухсот тысяч долларов Североамериканских штатов.

По мнению ряда наблюдателей, своим безбедным существованием ПГС и «Оборона» могут быть обязаны, помимо прочих, господину Сабадашу. Александр Витальевич достаточно известная фигура и в Питере, и на федеральном уровне. Согласитесь, что путь от простого водочного спекулянта до «водочного короля» и российского сенатора заслуживает определенного уважения. Возможно, что и отдельные милицейские чины Северо-Запада прониклись этим уважением. Чем, собственно, и обусловлено их более чем лояльное отношение к питерским «цветным» революционерам.

Многим наблюдателям возможный союз штатных бунтарей и регионального олигарха не кажется сверхъестественным. Строго говоря, у господина Сабадаша может быть достаточно мотивов для недовольства нынешней властью. Это и многочисленные препоны на пути Александра Витальевича в Совет Федерации, и «слив» дружественного олигарху губернатора НАО господина Бутова. Который, кстати, и дал господину Сабадашу путевку в сенаторы. А уж инициатива госпожи Матвиенко по реанимации госмонополии на производство водки, публично поддержанная Владимиром Владимировичем, вообще ни в какие ворота не лезет! А тут еще спикер Совфеда Сергей Миронов, слывущий соратником президента, на Александра Сабадаша за прогулы заседаний ополчился. После чего поползли слухи о скором отзыве последнего из верхней палаты российского парламента.

В общем, мотивация более чем прозрачная. Очевидно, в стане напротив ее тоже просчитали. И начались у господина Сабадаша подлинные неприятности.

В апреле этого года на завод «Ливиз», являющийся, по некоторым данным, основой сабадашевского благополучия, нагрянула налоговая полиция. Поговаривают, инспекторам «удалось обнаружить» более сотни миллионов рублей налоговой недостачи! А в июне в Москве народилась новая организация — Комитет граждан за качество алкоголя (КГКА). После нескольких экспертиз КГКА пришел к выводу, что продукция «Ливиза» опасна для здоровья. И тут же перешел в наступление. В начале августа в нескольких районах столицы были поданы судебные иски, ответчиками по которым выступают крупные дистрибьюторы алкогольной продукции опальной компании. К подаче исков приурочили публичную акцию, в ходе которой активисты КГКА посредством бульдозера раздавили почти тысячу бутылок с фирменным знаком «Ливиза». После этого в крупных гипермаркетах Москвы были розданы листовки, предостерегающие от покупки продукции компании. Сюда же, вероятно, следует присовокупить возбужденное уголовное дело о торговой марке «Гжелка», фигурантом в котором вновь стал «Ливиз».

В общем, как мы и предсказывали в предыдущих публикациях, политическая многоходовка все больше выпирает из-под ковра. Но и объективные процессы вносят свои коррективы в расклад сил.

Призрак бродит...

Прошедшее лето стало жарким для АО «Морской порт Санкт-Петербурга». Но не в гидрометеорологическом смысле. В порту по призыву профсоюза забастовали докеры. Конфликт разгорелся вокруг принятия нового коллективного договора. Докеры, следуя мягкому, «итальянскому» варианту забастовки, перестали перевыполнять нормы работ, цепляясь за полный перечень техники безопасности. В конце же июля в подразделениях порта прошли часовые предупредительные забастовки. А на текущей неделе, если требования профсоюза не будут выполнены работодателем, планируется начать бессрочную забастовку.

При этом оппоненты успели обменяться серьезными обвинениями. Лидеры профсоюза усмотрели в позиции работодателя антигосударственный саботаж. Дескать, простой порта выгоден иностранным конкурентам. В свою очередь, руководство порта узрело в действиях профсоюзных бонз «политическую ангажированность», потому как они «претендуют на роль творцов “оранжевой” революции в России». Причем особо отмечается, что страдают в первую очередь интересы самих докеров. Так, средняя зарплата за время забастовки упала на 7 тысяч рублей. А между тем в доконфликтные времена она составляла от 26 до 28 тысяч.

Справедливости ради необходимо отметить, что Морской порт действительно уже потерял ряд грузовладельцев, которые переметнулись к прибалтам. По оценкам специалистов, только по итогам «мягкого» противостояния в августе питерский бюджет недополучит налоговых отчислений на сумму порядка 25 миллионов рублей. Так что удар по национальным интересам действительно нанесен. Особенно, если учесть то обстоятельство, что «подмоченная» в результате внутренних финансовых разборок репутация порта может надолго отпугнуть потенциальных клиентов.

Но настораживает другое. В очаг напряженности тут же ринулись разношерстные «оранжисты», завалив территорию порта всевозможными листовками и прокламациями. А вот их интерес в происходящем достаточно сомнителен. В случае же Гарри Каспарова, председателя «Комитета-2008», который также проникся событиями в питерском порту, и вовсе прозрачен.

Сама же ситуация удивительно напоминает забастовки шахтеров в СССР образца 1990 — 1991 годов. Тогда в целом справедливые требования добытчиков «черного золота» были использованы политическими проходимцами. Итог известен. Союз вскоре развалился. Отрасль пришла в упадок. Шахты закрывались десятками, а семьи шахтеров вынуждены были голодать. Хотя не все. Тогдашние вожди первой на советском пространстве «оранжевой революции» выжали из ситуации максимум. Естественно, для себя. Но это уже предмет не нашего расследования, а хлеб историков и прокуроров.

Владимир Андропов

Газета Московский Комсомолец в Питере №35/67 за 31-08-2005