Стратегия и масштабы

Стратегия и масштабы

В Санкт-Петербурге реализуется мегапроект компании «Синтез Девелопмент» – строительство Юго-Западной ТЭЦ в Красносельском районе.

В Санкт-Петербурге реализуется мегапроект компании «Синтез Девелопмент» – строительство Юго-Западной ТЭЦ в Красносельском районе. Решение городского правительства о создании нового генерирующего источника было принято в апреле
2005 года. Мы встретились с генеральным директором ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» Григорием Фельдманом.

– Как быстро вы приступили к реализации проекта «Юго-Западная ТЭЦ»?
– В июне 2005 года. Тогда было создано открытое акционерное общество «Юго-Западная ТЭЦ», организатором и учредителем которого стала компания «Синтез Девелопмент», где я являюсь председателем совета директоров.
Юго-Западная ТЭЦ – очень динамичный проект. Уже зарегистрирован проспект эмиссии, определена конфигурация станции, идет рабочий процесс по выбору оборудования. Через 2 года, к отопительному сезону 2007-
2008 годов, мы должны ввести в эксплуатацию первую очередь станции мощностью
360 Гкал/ч, которая даст тепло многофункциональному комплексу «Балтийская жемчужина». К 2009-2010 годам ЮЗ ТЭЦ должна заработать в полную силу (540 МВт электрической мощности и 630 Гкал/ч тепловой мощности) и обеспечит надежное энергоснабжение новых кварталов (15, 18, 20-22 и других) в Юго-Западной Приморской части города. Также электроэнергия будет поступать на оптовый рынок.
На Юго-Западной станции будет использоваться парогазовый цикл. На сегодняшний день это самый передовой метод в мире, что касается тепловых станций. Коэффициент полезного действия новой ТЭЦ – более 51 процента (на станциях с паросиловыми установками КПД не превышает 40 процентов). Это позволяет экономить 20-25 процентов топлива.
Затраты в зависимости от мощности и числа энергетических блоков составят примерно 0 млн, а срок окупаемости новой станции – примерно 7-10 лет.

– Вы строите на московские деньги?
– Простите, но я не понимаю смысла словосочетания «московские деньги». Например, сейчас многие фирмы, зарегистрированные ранее в Москве и других регионах, переезжают в Петербург: Сибнефть, Внешторгбанк и другие. Так какие это деньги? Московские, петербургские? Я думаю, российские. И они работают на российскую экономику.

– Какой интерес крупному частному инвестору приходить в Петербург? И именно на такой проект?
– Деньги у крупных инвесторов имеются. Это общеизвестный факт. Проблема состоит как раз в ограниченном количестве серьезных проектов, куда эти инвесторы могли бы вложить средства. И это тоже общеизвестный факт. Энергетика, согласитесь, стратегически важная отрасль для России, а Юго-Западная ТЭЦ для Петербурга, по существу, первый пример государственно-частного партнерства в области энергетики.

– Значит, Санкт-Петербург – привлекательный регион для инвесторов?
– На мой взгляд, интерес, как Вы выразились, «крупного частного инвестора» очевиден. Ни для кого не секрет, что необходимо если не полностью компенсировать, то хотя бы смягчить отставание Северной столицы от Москвы с ее гигантским бюджетом. И Петербург старается работать в этом направлении: город активизировал политику по привлечению инвестиций. И я скажу откровенно: нам нравится работать с правительством Петербурга, мы находим взаимопонимание с органами власти и ощущаем их поддержку. Бывают, конечно, и разногласия, но они вполне укладываются в рамки нормального рабочего процесса.
– Вот и говорят, что вы обласканы и вам даются «сладкие» условия для работы…
– А что такого «сладкого» мы получили? Квартал под застройку «Невской Галактики» купили на открытых торгах. Участок, кстати, представляет собой старый золоотвал. Что же касается Юго-Западной ТЭЦ, то, не поверите, нам выделили участок… опять на золоотвале. Действительно, условия – слаще некуда! И на этом участке мы строим ТЭЦ за полмиллиарда долларов! Мы платим аренду, рассчитанную по обычным ставкам, а город на сегодняшний день не вложил ни рубля в станцию. Но прошу меня понять правильно: мы не жалуемся, идем на инвестиции в эти участки и в эти проекты сознательно. И в самом деле, могу согласиться с Вами в том, что обласканы – деловым и конструктивным сотрудничеством.

– А какие у вас отношения с Ленэнерго? Ведь вы, получается, конкуренты, несмотря на то, что они по какой-то причине не взялись за проект ЮЗ ТЭЦ.
– У Ленэнерго, насколько мне известно, серьезные планы по реконструкции собственного энергетического хозяйства. Если бы энергокомпания строила новую станцию в 100 метрах от нашей, тогда нас можно было бы считать конкурентами.
С Юго-Западной дело обстоит иначе. Она нужна городу вне зависимости от того, кто реализует проект. Необходимо снабжать теплом «Балтийскую жемчужину», район морского порта, соседние кварталы в зоне ответственности ТЭЦ-14, которая находится в не самом лучшем техническом состоянии. При этих условиях говорить о том, что мы Ленэнерго переходим дорогу, некорректно. И Ленэнерго (теперь ТГК-1), и ЮЗ ТЭЦ решают одну и ту же задачу – надежное обеспечение города теплом и электроэнергией. Просто задача эта очень масштабная. И в одиночку ее решить невозможно никому.

– Кто войдет в состав учредителей ЮЗ ТЭЦ?
– Сейчас это открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит ООО «Синтез Девелопмент». Предполагается, что в состав учредителей войдут Газпром и город. Переговоры ведутся.

– А у города будет контрольный пакет акций нового предприятия?
– Это зависит от вклада. Поэтому, скорее всего, не будет. Город внесет в виде своей доли земельный участок и внешние сети. Поскольку стоимость строительства станции составляет свыше 0 млн, этого недостаточно для контрольного пакета. Кроме того, у города нет и никогда не было цели владеть энергоисточниками. Губернатор Валентина Матвиенко и правительство решают вопросы функционирования и развития городского хозяйства для того, чтобы людям в Петербурге жилось хорошо. И это – приоритетная задача для городской администрации.

– Когда определятся отношения с Газпромом как с возможным акционером?
– Это вопрос ближайшего будущего. Уже заканчивается работа над ТЭО, и окончательные решения не за горами.

– РАО ЕЭС не будет привлекаться в роли акционера?
– На сегодняшний день РАО ЕЭС остается за рамками проекта. Честно говоря, этот вопрос даже не возникал. Думаю, если бы энергохолдинг проявил свою заинтересованность в проекте, то сделал бы это значительно раньше. Кроме того, как мы с Вами уже обсуждали, у энергохолдинга имеется гигантский фронт работ помимо нашей станции.

– А китайцы?
– «Балтийская жемчужина» станет потребителем тепловой энергии от новой ТЭЦ. И здесь мы опять подчеркиваем нашу конструктивную позицию. Мы не против любых партнеров, в том числе китайской стороны, как участников проекта. Но это не нужно самой китайской стороне. Я считаю это логичным. У них есть задача построить красивый благоустроенный квартал, у нас – обеспечить его теплом. Вот и давайте решать взаимоувязанные задачи. Работы хватит всем, можете мне поверить.

– У кого будет блокирующий пакет акций ЮЗ ТЭЦ?
– Ну, пока об этом рано говорить. Достигнем официальных договоренностей – объявим. Понимаете, есть такой термин «конфиденциальная коммерческая информация». Надеюсь, Вы меня понимаете.

– Если придет какой-то богатый инвестор и предложит переуступить проект, то вы за него держаться не будете?
– За кого, простите, я держаться не буду – за проект или за богатого инвестора? Если речь о богатом инвесторе, то он в проекте и так присутствует, и держаться за него не надо. Просто проект привлекательный. А был бы непривлекательным, то, держись не держись, все равно не удержишь, это ведь бизнес. Если же Вы имеете в виду перепродажу проекта, то здесь могу повторить то, что я уже говорил после выигрыша торгов по земельным участкам в Невском районе, когда мне задали похожий вопрос. Мы пришли как серьезный инвестор, как партнер для руководства города, а не как спекулянт. Именно так нас и восприняли. А это дорогого стоит. Так что мыслей о спекуляции как не было, так и нет. Да, разумеется, все в бизнесе бывает. Кто-то может прийти и сделать невероятно привлекательное предложение. Если так произойдет, будем рассматривать, советоваться с партнерами по проекту. Вот и все. А вообще, «Синтез Девелопмент» предполагает и в перспективе заниматься крупными энергетическими проектами.

– А у вас есть и другие энергетические проекты?
– Скорее, есть планы, рассматриваются и конкретные предложения, которые пока не перешли в стадию, когда их можно озвучить. Одно могу сказать определенно: наша инвестиционная деятельность будет направлена на развитие Северо-Западного региона России.

– В какой стадии реализации находится застройка квартала в Невском районе – еще один мегапроект вашей компании?
– Скоро начнем рекультивацию земли на участке, находящемся на золоотвале. Мы подошли к проекту «Невская Галактика» очень серьезно: год занимались исследованиями и разрабатывали проект рекультивации, настоящей рекультивации. Рассматривались три варианта: два из них касались консервации и один – вывоза грунта. На нем мы, видимо, и остановимся. Проект предусматривает вывоз более
600 тыс. куб. м грунта. Это крупнейший экологический проект, аналога которому в Российской Федерации, насколько я знаю, не было.
Мы вывезем весь старый грунт и завезем на его место чистый строительный песок. На новой территории компания построит около
340 тыс. кв. м жилья. Там будут школа, два детских садика. Люди должны жить комфортно, а дети – резвиться на чистых и зеленых игровых площадках. Это стоит очень больших денег, и это под силу только мощным инвесторам, но мы считаем, что на золоотвале нельзя разрешать строить по-другому. Думаю, любой нормальный человек поддержит наш подход к строительству жилья. По крайней мере, я могу сказать точно: никто не сможет предъявить компании претензий в том, что у него здоровье пошатнулось из-за проживания в квартале, построенном на экологически неблагополучном участке земли…
«Синтез Девелопмент» собирается еще брать пятна под застройку. Возможно, в Невском районе, возможно, в районе строительства ЮЗ ТЭЦ, а может быть, где-то еще. Построим станцию, новые кварталы и будем предлагать своим работникам жилье по льготным ставкам.

– А Вы сами в каком районе города живете?
– Я живу за городом, в Юкках, и у меня есть квартира на Крестовском острове.

– А семья у Вас большая?
– Жена и двое детей, мальчики 8 и 10 лет. Старший хочет быть археологом, а младший пока не определился в выборе профессии.

– А Вы кем хотели стать в детстве?
– В детстве мне хотелось быть доктором, как отец (отец Григория Фельдмана – известный кардиолог), но одновременно очень впечатляли краны. Выход я тогда нашел – буду доктором на кране. Башенный кран – это здорово!
Врачом я со временем стал, а вот теперь – еще и строителем.

– А Вы врач какого направления?
– Я хирург, закончил Первый медицинский, но уже на 5-м курсе института начал заниматься бизнесом. Если бы остался в медицине, то, скорее всего, ушел бы в кардиологию, как отец. Мама у меня работала в ЛенНИИпроекте инженером. Кстати, по системам канализации, водоснабжения и теплоснабжения. Она предлагала идти учиться в ЛИСИ, а я не захотел, говорил: «Да ну, там трубы». Вот теперь с этими трубами и разбираюсь (второе образование Григория Фельдмана – экономический факультет Санкт-Петербургского университета).

– А что Вы не любите больше всего в людях?
– Пожалуй, нелогичность, когда люди игнорируют здравый смысл.

Беседовала Елена Петрова