КАДкий утенок

КАДкий утенок

Для бывшего члена правительства Петербурга нашлась работа. Но совсем ненадолго В отставку отправлен глава дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) Егор Тратников, в течение четырех лет бессменно строивший КАД.

Для бывшего члена правительства Петербурга нашлась работа. Но совсем ненадолго

В отставку отправлен глава дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) Егор Тратников, в течение четырех лет бессменно строивший КАД. Неожиданно для всех на его место был назначен Александр Смирнов, ранее работавший вице-губернатором в правительстве Владимира Яковлева. Тратникова обвинили в нарушении условий контракта, однако он собирается оспорить свою отставку в суде. Неофициальной же причиной смены руководства, судя по всему, является недавнее известие о выделении более 30 миллиардов рублей из федерального бюджета на строительство южной части КАД. Их должен был уже новый глава дирекции. Однако он не продержался в должности и двух недель.

Ну, ты и КАД!

С визитом в Петербурге побывал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Компанию ему составил директор , ныне называемого Федеральным дорожным агентством (ФДА), Олег Белозеров. Именно ФДА летом были переданы функции государственного заказчика КАД. Господин Белозеров и подписал приказ об освобождении от должности главы дирекции по строительству кольцевой автодороги Егора Тратникова. На приказе, как нам удалось выяснить, значится дата - 22 сентября. Тратников, узнав о своей отставке только 27 сентября, слег в больницу. Говорят, для него известие стало более чем неожиданным. Пребывая на больничном, экс-глава дирекции не собирается сдаваться, он будет оспаривать увольнение в суде. Тратников уверен, что процедура отставки была проведена с нарушениями, его якобы должны были предупредить о ней за два месяца.

Официальной причиной увольнения господина Тратникова считается срыв сроков сдачи восточного полукольца КАД. Изначально его планировалось целиком открыть уже в 2005 году. Однако из-за постоянных технических неполадок сроки сдвигаются. Так, например, часть полукольца между вантовым мостом (Большим Обуховским) и Московским шоссе должны были ввести в строй еще 1 июля, но сделали это лишь 30 августа. Завершающий участок полукольца от автодороги до проспекта Культуры планировалось сдать в сентябре. Потом дата плавно передвинулась на конец ноября. Строители же в неофициальных беседах говорят, что в этом году закончить строительство полукольца вряд ли получится.

Эх, дорога, пыль да туман

Скандалы преследуют КАД с самого начала ее строительства. Осенью 2001-го возведение Кольцевой приостановил Верховный суд РФ, потому что не был подготовлен инженерный проект и не проведены необходимые экспертизы. Проект изготовили лишь через полгода. После чего был проведен новый конкурс среди подрядчиков, что поставило предыдущих строителей в глупое положение и вызвало серьезный скандал. В 2003 году, когда над Яковлевым сгустились тучи, прокуратура Петербурга даже возбудила уголовное дело по факту мошенничества со средствами, выделенными из федерального бюджета на КАД. Кроме того, непрерывно скандалили жители домов, рядом с которыми должна была пройти дорога. Кольцевую тогдашний губернатор Петербурга Владимир Яковлев собирался преподнести городу в качестве подарка на 300-летие. Однако эти сроки были сорваны. После юбилея в качестве даты окончания строительства называли 2005 год, затем 2008-й, сейчас же говорят о 2012 годе. Вместе со сроками непрерывно росла и цена вопроса. В первоначальном проекте стоимость КАД варьировалась в районе 20 - 30 миллиардов рублей. На данный момент смета приблизилась к 90 миллиардам, а, по мнению экспертов, в ближайшие годы перевалит за 100.

Из группы - в дирекцию

Все эти годы КАД занимается дирекция по строительству транспортного обхода (ДСТО), которую с 2000 года возглавлял Егор Тратников. Ранее господин Тратников трудился в качестве вице-президента в Балтийской финансово-промышленной группе (БФПГ). На тот момент БФПГ была довольно влиятельной в Петербурге. Как говорят, у группы было свое довольно мощное лобби и в Заксобрании, и в Смольном. Посему неудивительно, что проект века - строительство Кольцевой - возглавил именно представитель БФПГ Егор Тратников. Что примечательно, Тратников до этого никогда не занимался дорожным строительством. В БФПГ он курировал управление материальных средств и недвижимости. Вместе с тем, ходили слухи о связях господина Тратникова с некоторыми высокопоставленными в Москве. Именно это, судя по всему, и помогло ему сохранить кресло главы ДСТО после снижения влияния финансово-промышленной группы, из которой он вышел.

Ситуация несколько изменилась полтора месяца назад. 15 августа премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении на строительство южного полукольца (от Московского шоссе до станции Бронка) 31,16 миллиарда рублей из федерального бюджета. Это известие вызвало определенное оживление на питерском строительном рынке. Тогда среди и пошли разговоры о возможной отставке Егора Тратникова. Тем более что формальных причин для его увольнения было достаточно. Одновременно с приказом об отставке Тратникова был подписан другой - о назначении на должность главы дирекции по строительству транспортного обхода Александра Смирнова. Господин Смирнов, к слову, тоже никогда не занимался строительством дорог.

Триумф и трагедия Сан Саныча

Последние два года Александр Смирнов работал вице-президентом финансово-промышленной группы . Там он курировал вопросы корпоративного управления и проекты, связанные с обслуживанием жилищного фонда. До этого Смирнов входил в команду экс-губернатора Владимира Яковлева. Александр Александрович, или, как его называли в Смольном, Сан Саныч, входил в правительство города в чине вице-губернатора. Отвечал он за топливно-энергетический комплекс, городское благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство. Сам Смирнов в приватных беседах признавался, что занимается .

В тот период чиновниками Смольного активно заинтересовалась прокуратура. Противостояние губернатора Яковлева и тогдашнего Северо-Западного полпреда вылилось в уголовные дела, заведенные сразу на нескольких вице-губернаторов Петербурга. Тогда появились слухи, что прокуроры разрабатывают и Смирнова. Говорилось, что против Сан Саныча настроены питерские энергетики, которые его и . В тот момент Смольный конфликтовал и с из-за городских электросетей. Горадминистрация создала , во главе которых встал Александр Смирнов. Но обошлось, Сан Саныч отделался приступом стенокардии с госпитализацией.

Весной 2003 года Владимир Яковлев заявил своим заместителям, что на третий срок не пойдет, а после празднования трехсотлетия город покинет. Александр Смирнов сразу после этой беседы написал заявление об уходе по состоянию здоровья. По некоторым данным, он планировал вернуться в Смольный в составе новой команды. Но у Валентины Матвиенко был свой человек на его место - Олег Виролайнен. Смирнов же вернулся в , откуда он и пришел в Смольный за четыре года до этого.

Неоднократно возникали слухи, что Александра Смирнова заберет к себе Владимир Яковлев. Когда Владимир Анатольевич трудился полпредом в Южном федеральном округе, в ЮФО всплыли сразу несколько его бывших соратников. Якобы приглашался и Сан Саныч. После того как Яковлев стал министром регионального развития, в Москву переехали еще несколько чиновников, работавших с ним в Смольном. Среди них опять не оказалось Смирнова, хотя источники в окружении экс-губернатора Петербурга сообщали, что приглашение Сан Саныча в министерство обсуждалось. Назначение главным строителем КАД многими было воспринято однозначно: министр регионального развития пролоббировал своего человека, чтобы оказывать влияние на распределение многомиллионных подрядов по Кольцевой. Однако Смирнов не продержался в должности и двух недель. 22 сентября появился приказ о его назначении. 28 сентября Сан Саныча представили коллективу. А 3 октября он был уволен. Получается, в Федеральном дорожном агентстве левая рука не знает, что делает правая. Такое положение дел может нанести непоправимый урон Кольцевой автодороге! Денис МОЛОТКОВ

Денис МОЛОТКОВ
Газета Московский Комсомолец в Питере №40/77 за 04-10-2005