Они боролись за центр

Они боролись за центр

i>Совет по культурному наследию счел, что современные постройки редко бывают к лицу историческому центру Петербурга. Но как улучшить ситуацию - непонятно.

i>

Совет по культурному наследию счел, что современные постройки редко бывают к лицу историческому центру Петербурга. Но как улучшить ситуацию - непонятно.

Последнее в уходящем году заседание совета под председательством губернатора Валентины Матвиенко проходило под многообещающим названием - "Работа над ошибками". А посвящено оно было животрепещущей теме строительства в центре города.

Кто виноват?
Госпожа Матвиенко сообщила членам совета, что многие здания, возникшие в этой зоне за последние годы, горожане воспринимают неоднозначно. И напомнила, что делает правительство для улучшения ситуации: действует временный высотный регламент; в первом чтении приняты новые зоны охраны; стратегия культурного наследия одобрена властью и всеми горожанами (включая бизнес) как документ общественного согласия.

Очевидно, эти меры и стоит расценивать как "работу над ошибками", которые, по мнению членов совета и КГИОП, совершили архитекторы и застройщики.

Председатель КГИОП Вера Дементьева убеждена: все решит сильная воля политика. Но как объять необъятное? Ведь, как напомнила г-жа Дементьева, академик Лихачев утверждал, что современная архитектура в центре города должна быть исключительно "дополнительной".

А вместе с тем горожанам нравится "индивидуальная" архитектура, а не "среднего вкуса". Аксиома, что "сфера охраны наследия не свободна от конъюнктуры", далеко не всегда помогает доказать, что "общественные" выступления часто связаны с "неправильными" площадками, где, по мнению властей, нет и не может быть никакого конфликта (к примеру, окончательный проект для пл. Островского). Вместе с тем общественность не замечает "действительных" ошибок.

Про них-то и рассказал зам. председателя КГИОП Алексей Комлев. Объективность (как полагают специалисты комитета) оценок гарантирована мнением экспертной группы (в нее вошли члены совета), которая оценивала объекты по трем критериям: образность, сомасштабность историческому окружению, а также влияние на окружение.

В список явных "ошибок" эксперты занесли гостиницу на Почтамтской, 4 (уж очень она давит на Исаакиевскую площадь); "активный" брандмауэр дома на Фонтанке, 3 также пришелся не по душе критикам; новый дом на Шпалерной, по убеждению экспертов, оказался повыше и пошире, чем в проектных документах, - в результате горожане лишились видовой точки на Смольный собор.

Кстати, Алексей Комеч (директор Института искусствознания, Москва) дал действенные рекомендации: поставить на охрану основные петербургские панорамы с их четким описанием и видовыми точками, откуда они видны, - только так их можно обезопасить от нежелательного вторжения.

Особое негодование у членов совета вызвал строящийся торговый центр у метро "Достоевская": он буквально "сел" на крошечный (в сравнении с ним) дом Дельвига и уже сейчас подавляет совсем немаленький "Владимирский Пассаж".

По определению Александра Кобака, исполнительного директора фонда Лихачева, этот дом выглядит сарказмом по отношению к исторической среде: разрушается ландшафт города, а это серьезнее, чем разрушение отдельного здания.

Кстати, это один из первых примеров пришествия в Петербург московской практики: там уже давно повелось, что в ходе реконструкции какой-нибудь усадьбы от 2-3-этажного здания остается фасадная стена, а за ней вырастает громадный новострой (кстати, в первопрестольной у этого явления даже есть термин - "проектировать насильника").

Без дезинформации
Не нравится этот объект и губернатору, которая возмутилась: кто же дал разрешение на стройку? По ходу обсуждения выяснилось, что концов не найти: проекту уже не один год, градсовет его не рассматривал, а КГИОП не одобрял.

"Куда смотрит архитектурный надзор? Самоволку надо останавливать!" - призвала градоначальница чиновников к активным действиям. А потом попеняла зодчим: "Архитекторы ведь не инопланетяне какие-нибудь. Это наши петербуржцы. Понятно, что на них давит инвестор, но ведь должна срабатывать профессиональная этика". И предложила: "Надо завести красную или зеленую книгу - "Архитекторы, которые изуродовали центр города".

Среди других мер, которые могут улучшить ситуацию, академик РААСН Татьяна Славина назвала проверку всех землеотводов в центре и соответствующих проектов, а доктор архитектуры Юрий Курбатов предложил полностью печатать протоколы заседаний градсовета и совета по культурному наследию - чтобы общественность не была "дезинформирована".

Президент Союза архитекторов Петербурга Владимир Попов считает, что если Союзу будет придан статус саморегулируемой организации, то он сможет выдавать специальные сертификаты на работу в центре лишь проверенным архитекторам.

Правда, вице-губернатор Александр Вахмистров отверг эту инициативу как создание еще одного административного барьера.

По его мнению, качественно повлиять на ситуацию сможет новая система градорегулирования, в частности, правила застройки с ограничениями для каждого квартала. О том, что, пока их будут разрабатывать, город может пополниться новыми "шедеврами", старались не думать.