Началась борьба за освоение $400 миллионов, выделенных на строительство дамбы

Началась борьба за освоение $400 миллионов, выделенных на строительство дамбы

В советские времена финансирование строительства комплекса защитных сооружений было двойным. Его осуществлял, как город, в лице Ленгорисполкома, так и центр – Совет Министров СССР.

В советские времена финансирование строительства комплекса защитных сооружений было двойным. Его осуществлял, как город, в лице Ленгорисполкома, так и центр – Совет Министров СССР.

Начиная с 1993 года, на этом громадном объекте происходило все что угодно, кроме достаточного финансирования и системной работы. Когда-нибудь будет написан труд: «Можно ли в Японии построить защитные сооружения от цунами на деньги, украденные на строительстве дамбы за 25 лет?»

Наконец, в 2005 году лед тронулся. Финансирование же, вновь оказалось двойным. Правда, правительство Санкт-Петербурга, в отличие от былинных времен, не имеет более к этому никакого отношения. Единственное, что может город – это курировать объект в лице вице-губернатора Вахмистрова.

Для завершения строительства необходимо от миллиарда долларов США до двух. На сегодняшний день, несмотря, на громадный стабилизационный фонд России, выделено лишь 600 000 000 долларов. При чем 400 миллионов из них приходится на Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). То есть 2/3 мы одолжили.

Именно поэтому сегодня на строительстве дамбы очень важен и существенен элемент тендерной процедуры. Ведь с момента вхождения международных банков, хотим мы этого или нет, вынуждены уважать правила игры, определенные европейскими финансовыми институтами. А это очень сильно усложняет работу «наших».

И хотя де юре заказчиком считается Госстрой, де факто, исходя из пунктов отправления финансов, их два.

Европейский Банк по тендеру определил группу реализации проекта (ГРП). Руководителем ее является достаточно известная персона - Алексей Васильев. Он, со времен губернаторов Собчака и Яковлева и по настоящее время является генеральным директором «Фонда инвестиционных строительных программ», работая с кредитами Мирового и Европейского банков. Именно через ГРП и идут международные деньги.

Компанией же, определенной для проведения торгов по контрактам между фирмами, которые должны бороться за право освоения этих 400 миллионов, по поручению заказчика выступает ЗАО «Генинжконсалт», одновременно являющееся консультантом Госстроя по управлению проектом и закупками.

Именно сегодня – 27 марта в Москве состоится предквалификационная процедура в отношении девяти серьезных фирм, выдвинутых на тендер в рамках строительства самого крупного лота КЗС – судопропускных сооружений (С-1). Из выделенной ЕБРР суммы в 400 миллионов, объект «С-1» поглотит от 350 до 380 миллионов долларов.

Изучая предложения соискателей, будут рассматриваться макро характеристики фирм – квалификационные показатели, то есть производственные и финансовые мощности.

Среди конкурирующих предприятий несколько иностранных. В том числе и французско-голландский консорциум ВИНСИ/Боскалис, который ранее уже выиграл тендер, так как предложил наименьшую сумму для выполнения работ (357 970 000 $). Однако после назначения Владимира Когана, победитель был удален под «залегендированными» предлогами. Если же европейцы победят второй раз, то начнется международный скандальчик, мягко говоря.

Но главная интрига, все же не в этом.

После того, как Владимир Коган перешел через пару месяцев из «Дирекции КЗС» на придуманную для него же должность четвертого заместителя Госстроя, утвердив на свое место бывшего заместителя по экономике и финансам Кировского завода Борисова, организацией процесса на местах фактически стал руководить его родственник Юрий Свердлов (см., например, здесь), оформленный внештатным советником вновь назначенного заместителя руководителя Госстроя.

В нашем распоряжении находится аудиозапись разговора с голосом похожим на Свердлова, где иронизируется над собой, в том, что, не ожидая такого поворота событий, возможен вариант: «... большому кораблю – большая торпеда...». Заметьте – не мы это сказали.

Среди прочих фирм на предквалификацию, заявлено и ОАО «Метрострой», которое внештатный Свердлов объявил, как государственное предприятие, хотя доля государства там составляет, лишь 20 %. (30 % размыты у трудового коллектива, 50% у менеджмента). Также, используя административный ресурс службы заказчика КЗС, Юрий Свердлов пытается обеспечить этой организации победу. Происходит все это достаточно шумно. Он и присутствует лично на собраниях в ОАО «Метрострой», и, по слухам, скупил, уже 8 % акций этого акционерного общества.

Даже при наличии возможных личных интересов Юрия Свердлова логика борьбы не совсем понятна, так как все решит тендер, где будут вскрыты конверты с предложениями. Или, якобы, все решит тендер?

Надеемся предварительная квалификационная комиссия, а затем и тендер, сами разберутся, есть ли необходимые характеристики (как, например, активы в регионе КЗС) у ОАО «Метрострой».

А если исходить из того же голоса на пленке, похожего на голос Юрия Свердлова, где он прямо заявляет, что «... Госстрой – это я! ... » и принять это за фактическое положение дел, то можно предположить иное развитие событий.

Судя по всему, Владимира Когана не устраивают те крупные фирмы, которые исторически, уже около 25 лет, работают на строительстве КЗС. С одной стороны Коган финансист крупный и ему должно быть видней. С другой же, его брали на это направление в «ПЛЮС».

К его появлению (концу 2005 года) процесс пошел. Закончилась, наконец, борьба с акционерными обществами, осуществлявшими до начала серьезного финансирования поддержание КЗС на плаву, и дирекцией в лице смещенного в ноябре 2005 года за свои художества бывшего генерального директора «Северо-Западной дирекции Госстроя России» Бориса Пайкина. Тем не менее, указанные процессы символизируют начало нового противостояния и вновь с привлечением Прокуратуры Санкт-Петербурга и прочих ведомств.

В таком случае мы скоро получим «МИНУС», а не строительство, которое должно быть окончено к 2008 году. А когда логика войны перестанет быть внутрикорпоративной тайной, Санкт-Петербург может остаться с бородатой историей под названием «вечная дамба».

Что касается позиции губернатора Санкт-Петербурга в этом вопросе, то она вполне прозрачная. Валентина Матвиенко старается быть объективной, несмотря на то, что эхо войны доходит и до нее в виде звонков и жалоб на действия нового руководства КЗС. Губернатор справедливо считает, что любая фирма, выигравшая лот «С-1» на освоение международного транша, должна быть зарегистрирована (или перерегистрирована) в Санкт-Петербурге, дабы налоги за 400 миллионов долларов остались в городской казне.

Егор Иванов
Фонтанка.ру