Пир парусов в окне

Пир парусов в окне

Летом 2009 года Санкт-Петербург примет флот международной регаты TALL SHIPS, RACESМихаил РУТМАНРешение об этом принято в Лондоне на совете директоров Организации регат учебных парусных судов.

Летом 2009 года Санкт-Петербург примет флот международной регаты TALL SHIPS, RACES
Михаил РУТМАН

Решение об этом принято в Лондоне на совете директоров Организации регат учебных парусных судов, который среди нескольких подавших заявки городов Балтийского моря выбрал Гдыню, Санкт-Петербург, Турку и Клайпеду. «Споры и дискуссии были продолжительными и касались многих деталей, окончательное решение было принято с большим трудом, — пишет председатель указанного совета Джостейн Хаукали в официальном послании на имя губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. — Мы очень рады возможности привести флот регаты учебных парусников в ваш город... Эта эффектная и красочная учебная парусная регата является событием для молодежи разных национальностей, праздником международной дружбы и взаимопонимания».

Напомним: знаменитой регате (бывшей «Катти Сарк»), проводимой ежегодно под эгидой Международной ассоциации учебных парусных судов (STI), в этом году исполняется 50 лет. В 1996-м наш город уже принимал ее (на фото). Мог принять и в 2003-м — организаторы регаты пошли нам навстречу, сделав подарок к 300-летию города. Но город, увы, от подарка отказался (наша газета подробно об этой ситуации писала). Кому-то из чиновников тогда показалось, что два праздника в один год — это слишком много.

\

2009 год, слава богу, будет простым, не юбилейным. Более того, оказалось, что в последние годы Петербург как никогда нуждается в улучшении своего туристического имиджа. Поток приезжающих в город туристов катастрофически падает. Причин тому немало: сложность и дороговизна получения российских виз, заоблачные цены на сервис (при весьма невысоком, как правило, его качестве), теперь вот — и ухудшившаяся криминальная обстановка. Самое время придумать какую-нибудь «фишку» для привлечения туристов. Международная парусная регата для этого подходит идеально.

\

Во-первых, «пир парусов» — это невероятно красиво. Кто хоть раз увидел, не забудет никогда. Посмотреть на это чудо выйдут сотни тысяч горожан, приедут люди из российской глубинки. Прикатится и разношерстная толпа заграничных любителей покрутиться возле парусов (не всем ведь дано самим их поднимать). Большинство, попав в Петербург, уверен, разинут рты до ушей — такая красота им и не снилась.

\

Во-вторых, международный статус регаты наверняка поможет хоть на время упростить невероятно сложную процедуру попадания на невские берега человека под парусом. Хотят и мечтают многие, но далеко не у всех хватает сил, времени и денег для преодоления рогаток и препон, доставшихся нам от времен холодной войны. Для яхтенного мира мы — таинственная страна, замок за семью печатями. А кто все-таки умудряется сюда пробиться, обалдевает не только от красот, но и от полного отсутствия всякого привычного для себя комфорта. Туалеты, вода, стоянка, сбор мусора, зарядка аккумуляторов — за что ни возьмись, все проблема.

\

Так вот, регата заставит город повернуться к этим проблемам лицом. Опозориться перед всем миром, испортить людям праздник — это уж слишком. Этого мы не любим. Традиционно: лоб разобьем, но гостей встретим, как надо. И скажем на прощанье: «Ну, понравилось вам? Так приезжайте еще!» И чтобы они знали, что смогут снова приехать уже в индивидуальном порядке, без суеты и спешки. И барьеры снова возводить не надо — ведь эти ребята к нам деньги везут, и не маленькие. Причем, смекайте, не требуя ни автостоянок, ни мест в гостиницах, ни хлопот с авиа- или железнодорожными билетами.

\

Короче говоря, паруса могут чуть посильнее распахнуть окно в Европу, которое в последнее время явно начало подзакрываться. Мысль эта, разумеется, витала в воздухе давно. Представители городской парусной элиты пытались ее донести до городских властей и в преддверии 2003 года, но тогда оным явно было не до того. Вновь вернулся к этой идее официальный представитель России в STI начальник Государственной морской академии имени Макарова Иван Иванович Костылев. 12 декабря прошлого года он обратился к письмом к губернатору города.

\

На сей раз голос разума был услышан. Итогом явилось создание рабочей группы по подготовке заявки в STI. Группу эту — что принципиально важно — возглавил председатель совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» В. А. Олерский, «взявший на себя обязательства по оказанию финансовой и организационной поддержки». Без этой поддержки все разговоры были бы бессмысленны: по предварительным оценкам, вложить в этот праздник надо будет около миллиона долларов, а городу вот так, с ходу, такую сумму найти проблематично.

\

31 января в STI ушло официальное письмо, подтверждающее намерение Петербурга в 2009 году принять флот регаты. 2 февраля состоялось специальное заседание Морского совета, на котором создание заявки было облечено в строгие временные рамки. И вот я держу в руках этот солидный документ.

\

На первых страницах кратко и очень достойно — информация о городе: географическое положение, транспортные возможности, привлекающие факторы для бизнеса и туризма. Далее — информация о крупных международных морских событиях, произошедших за последние годы на невских берегах. Чемпионаты мира и Европы по парусному и водно-моторному спорту, выставки с морской тематикой и, наконец, вышеупомянутый этап регаты «Катти Сарк», по всеобщему мнению, проведенный прекрасно. Предмет особой гордости — собственное участие питерских парусников в регатах STI. С 1978 года — 29 судов и яхт! Только знаменитый «Мир» участвовал 14 раз, в том числе в двух трансатлантических гонках, получив 11 наград за первое место и дважды — главный приз регаты. Багаж более чем убедительный!

\

Основная часть заявки — подробнейшее описание того, как конкретно пройдут четыре дня будущего праздника. Точная схема расположения прибывших в город парусников — в отличие от многих других портов регаты у нас им отводится место в самом центре города, среди мировых красот. Береговой сервис для участников гонки — он должен быть на высоте. Гостиницы для организаторов и гостей — лучшие, в непосредственной близости от места стоянки судов. План мероприятий на каждый день: экскурсии, спортивные соревнования, приемы для экипажей, парад парусов, награждение участников первого этапа гонки. Предполагается активное участие первых лиц города, широкое освещение в прессе. Для наглядности — что где конкретно будет происходить — каждый пункт заявки снабжен великолепными цветными иллюстрациями.

\

— Мы в максимальной степени учли опыт 1996 года, — говорит один из основных авторов заявки зампредседателя постоянной комиссии Морского совета по речной и транспортной деятельности Андрей Березкин. — Учтем и ошибки. Тогда, к сожалению, мы не смогли обеспечить коммерческую составляющую мероприятия. А ведь при грамотном подходе это очень прибыльное для города дело. Огромные доходы приносит торговля на набережных — сувениры, буклеты, еда, питье. По предварительным оценкам, посмотреть на парусники должны прийти не менее миллиона человек. Если каждый потратит хотя бы пять долларов и с этих сумм будут заплачены налоги да плюс взята плата за аренду мест на набережных, город не только окупит все расходы, но еще и окажется в хорошем плюсе!

\

Но авторы заявки идут еще дальше, чем подготовка конкретного мероприятия. Регата, уверены они, должна дать дополнительный толчок развитию молодежного яхтинга в Санкт-Петербурге. Несмотря на труднейшие условия, в которых находятся сегодня питерские яхтсмены (о чем опять же многократно писали и мы, и другие газеты), парусная жизнь в городе не затихает. На этот год запланированы и учебные плавания с молодежными экипажами (как ближние, так и дальние), и регаты местного масштаба. Не исключено, что юные участники этих «домашних» гонок в 2009-м поднимут паруса в суперпрестижной гонке TALL SHIPS, RACES.

\

Казалось бы, еще три года — так далеко! На самом деле это минимальный срок для подготовки к такого масштаба мероприятию. Времени на раскачку просто нет. У городских властей есть реальная возможность подтвердить всему миру правомерность наличия якорей на гербе города. Шанс буквально исторический. Упускать его никак нельзя.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА