У нас хотят покупать не только газ

У нас хотят покупать не только газ

Польские рынки открыты для российских предприятийВиктор НИКОЛАЕВСтаршее поколение еще помнит времена, когда пределом мечтаний советского обывателя был импорт из стран социалистического содружества.

Польские рынки открыты для российских предприятий
Виктор НИКОЛАЕВ

Старшее поколение еще помнит времена, когда пределом мечтаний советского обывателя был импорт из стран социалистического содружества. Одним памятны ночные очереди за польскими стенками, другим — приобретенные с доплатой «сверху» польские джинсы... Времена изменились: теперь можно торговать с другими странами совершенно свободно. Но, увы, не все выходит так гладко, как хотелось бы.

Свободная торговля

\

Заместитель директора департамента по международному двустороннему сотрудничеству министерства экономики Польши госпожа Эльжбета Бодио считает, что экономическое сотрудничество с Российской Федерацией сегодня вполне можно охарактеризовать как хорошее. По ее словам, это в первую очередь видно из товарооборота между нашими странами, который за 2005 год достиг 12,9 млрд долларов, по сравнению с 2004 годом он увеличился на 40%. Впрочем, автор этих строк так до конца и не понял: действительно ли польские правительственные аналитики уверены в хорошем состоянии двусторонней торговли или же это была дипломатия, правила которой не позволяют говорить о чем-то негативно.

\

Судите сами. У Польши за последний год резко увеличилось отрицательное сальдо. Проще говоря, в 2005 году из России в Польшу было завезено товаров на 9 млрд долларов (на 40,5% больше, чем в 2004 году), а из Польши в Россию — только на

\

3,9 млрд долларов (рост составил 38,9%). Польша больше покупает у России, чем продает. Правда, покупает традиционные товары: доля энергоносителей (нефти и газа) в общем объеме российского экспорта в эту страну составляет 88%, или 7,9 млрд долларов, на втором месте по объемам — металл (4,5%), тоже, на самом деле, не конечный продукт, а полуфабрикат.

\

Приятно отметить, что доля машин и оборудования в российском экспорте превышает поставки леса-кругляка (соответственно, 2% и 0,6%). Но по сравнению с поставками углеводородного сырья эти цифры одинаково невелики.

\

Так что проблемы есть у обеих стран. И если Польшу очень беспокоит отрицательное сальдо (и, соответственно, главной задачей там видят экспансию на российские рынки), то Россию не может не волновать прямая зависимость от мировых цен на нефть и газ.

\

Структура польского импорта в Россию действительно дифференцирована — к нам поступают почти пять тысяч наименований различных товаров. Основные группы — это энергомашиностроение (28%), химическая промышленность (22%), продовольственные товары (16%), деревообработка и бумага (11%).

\

Есть одна серьезная проблема, которая беспокоит Польшу, — это проблема Североевропейского газопровода. Ни для кого не секрет, что если газ пойдет в Германию и Великобританию по дну Балтийского моря, Польша лишится транзитных пошлин на «голубое топливо» (кстати, не только Польша, но и Белоруссия с Украиной). Но тут ситуация в целом ясна всем: каждая сторона отстаивает свои выгоды.

\

Вот что говорит по этому поводу Мацей Возняк, представитель директора департамента нефти и газа министерства экономики Польши: «Североевропейский газопровод не до конца отвечает экономическим критериям для такого рода проектов. Нам кажется, что любой газопровод по суше будет значительно дешевле. Поэтому критерии выбора такого маршрута для нас не вполне ясны. Экологический аспект также имеет место. Кроме того, мы опасаемся, что в результате не будет достроена вторая ветка Ямальского газопровода, который проходит по территории Польши и в строительстве которого Польша заинтересована. Строительство первой ветки ямальского газопровода было завершено в прошлом году. Но о строительстве второй очереди (о чем были в свое время достигнуты договоренности) пока даже не говорится».

\

Несвободный рынок

\

Многим в последнее время кажется, что главным представителем России на международных рынках является не кто иной, как главный санитарный врач Геннадий Онищенко. То он запрещает ввоз недорогих вин из Молдавии и Грузии (а рынок не может предложить французские вина по такой же цене), то американская курятина кажется ему «неправильной», то на пиво ополчается...

\

Есть у него претензии и к Польше, выразившиеся в ограничении поставок целого ряда продовольственных товаров и (видимо, заодно) продукции деревообрабатывающей промышленности. Ограничения были введены в ноябре 2005 года. В результате, как утверждает Эльжбета Бодио, пострадали не только польские производители, но и российские потребители, многие из которых давно привыкли приобретать польские товары.

\

Действительно, если, к примеру, рынок колбасных изделий в России перенасыщен и полностью занят отечественными товаропроизводителями, то тех же овощей в нужном количестве у нас не производили никогда — в особенности в северных регионах, к которым относится и Ленинградская область. Также и твердые сыры в значительной части завозятся к нам из-за рубежа.

\

Вполне возможно, что в ближайшее время польско-российская комиссия по вопросам экономического сотрудничества, возобновившая недавно свою работу, найдет выход из сложившегося положения. Во всяком случае в правительстве Польши надеются, что все ограничения на поставки в Россию продовольственных товаров растительного и животного происхождения будут сняты.

\

Напомним также, что в настоящее время в России действуют высокие, так называемые защитные, таможенные пошлины на мебель, яблоки, сахар и ряд других товаров. Но такого рода «мягкие» ограничения хоть и представляют собой препятствие свободной международной торговле, все же являются проблемами «второго плана».

\

Готовность к диалогу, как двустороннему, так и трехстороннему, с участием представителей Евросоюза, подтвердил и директор департамента восточной политики польского МИД Войчех Зайончковский. Он, кроме всего прочего, привел в качестве примера сотрудничество Польши с Белоруссией. По его словам, более чем напряженные политические отношения между этими странами практически не влияют на их экономические взаимоотношения. Причем не только на торговлю, но и на польские инвестиции в совместные предприятия на территории Белоруссии.

\

Петербургская перспектива

\

Польша собирается принять активное участие в десятом, юбилейном, Петербургском экономическом форуме в июне этого года. В Варшаве об этом говорят везде — и в МИД, и в министерстве экономики, и в парламентских фракциях. Свое участие в этом форуме уже подтвердил министр экономики Польши Петр Гжегож Возняк. На берегах Невы (а вернее, на взморье Финского залива) он планирует провести переговоры с министром транспорта РФ Игорем Левитиным и министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Причем предметом переговоров будут не только взаимодействие в энергетическом секторе и доступ польских продовольственных товаров на российские рынки, но и ряд других вопросов: туризм, транспорт, банковское сотрудничество.

\

Эстафету Петербургского экономического форума, как ожидается, подхватит Казань: в октябре там пройдет большая выставка с польским участием. Этой же осенью планируется и крупный двусторонний польско-российский экономический форум. Польская сторона выражает надежду на то, что в работе этого форума примут участие президент РФ Владимир Путин и президент Польши Лех Качиньский. Действительно, такой опыт есть — Владимир Путин и тогдашний президент Польши Александр Квасьневский принимали участие в аналогичном форуме 2002 года в Познани.

\

Стоит отметить, что Польша заинтересована не только в росте поставок своих товаров на российские рынки, но и открывает свои рынки для товаров российских. Со вступлением в Евросоюз (с 1 мая 2004 года) здесь заработали общеевропейские таможенные тарифы, которые значительно ниже существовавших ранее. В перспективе это дает российской промышленности возможность активно завоевывать рынки Польши и далее рынки всего Евросоюза, используя традиционный «польский коридор». Особенно актуальным этот путь станет со вступлением России в ВТО. В качестве положительного примера такого сотрудничества можно привести поставки вагонов российского производства для польского метро. Правда, тут Петербург оказался «за бортом» — тендер выиграл подмосковный Мытищинский вагоностроительный завод.

\

Варшава — Санкт-Петербург

\

ФОТО с сайта pl.wikipedia.org