«Людей удивляет, что я еще жив»

«Людей удивляет, что я еще жив»

Председатель Российской демократической партии «Яблоко» Григорий Явлинский на три дня наведался в Питер. И рассказал нашему корреспонденту все, что он думает об объединении демократов, президенте Путине и бывшем премьере Касьянове.

Председатель Российской демократической партии «Яблоко» Григорий Явлинский на три дня наведался в Питер. И рассказал нашему корреспонденту все, что он думает об объединении демократов, президенте Путине и бывшем премьере Касьянове.

Ночь политической смерти

\ - Правда ли, что ночью после последних выборов в Думу президент звонил вам и поздравлял с победой?

\ - В два часа ночи.

\ - Что же случилось к утру?

\ - Явку поменяли. Увеличили...

\ - Это означает, что Путина опять подставило окружение?

\ - Нет, просто к утру он поменял свою точку зрения. В два часа ночи он видел структуру парламента при явке 47 процентов, а в 7 утра - при явке 53 процента. Для нас потеря 1,5 пункта оказалась роковой. А культурно вбрасывать голоса в 6 утра уже ни у кого не было времени. Ведь надо было вбросить 1,5 - 2 миллиона бюллетеней, и уже не было времени делить, кому - сколько. Значит, вбросили «Единой России». У всех остальных это автоматически отнимало голоса.

\ - Почему же вы не пошли на улицу с криком «Ограбили!»?

\ - А никто не захотел.

\ - Вы почему не захотели?

\ - Мы 70 судов провели.

\ - А выйти на улицу?

\ - Я вышел и походил. Втроем, вчетвером, вдесятером: Я звал всех: придите, поддержите, это ваши голоса. Все были заняты. Сейчас дело в Страсбургском суде. К концу следующих выборов оно как раз оттуда выйдет.

\ - И все повторится.

\ - По тому, как сегодня работает телевидение, у многих создается впечатление, что выборы уже завершены. Потому что ничего за этот год не изменится, каналы для оппозиции никто не откроет, и все уже ясно.

\ «Касьянов - пацан в кожаной курточке»

\ - А что вы думаете о Касьянове?

\ - Его зовут Михаил Михайлович, он был премьером Российской Федерации.

\ - А его перспективы?

\ - Политика - это искусство, а ему еще надо стать оппозиционным политиком. Это трудно. Посмотрим, как он будет себя вести. Если Касьянов продемонстрирует, что он что-то может, я буду его всерьез рассматривать. Идеологически он мне не близок, остается, чтобы я его признал как игрока.

\ - Вас тоже можно упрекнуть, что проигрываете выборы.

\ - Меня, как игрока, признали избиратели. 3,5 миллиона на последних региональных выборах по стране, и сейчас 300 тысяч - на выборах в Москве. Вот мои верительные грамоты, и я на этом поле 15 лет. Касьянов же только появился. Это как с пацанами во дворе. Вот появился новенький в красивой кожаной курточке. Но чтобы мы тебя признали главным, ты покажи что-то.

\ Шизофрения в голове

\ - Вас уже достали вопросом об объединении:

\ - Послушайте, дело не в этом. Вы не объясняете людям, что это не выборы. А у людей в голове шизофрения. Они, конечно, понимают, что это не выборы, но другой частью головы они думают: ведь «яблочники» же проиграли выборы. Они спрашивают меня: мы вас во время выборов не видели, где вы были? И неудивительно. 14 апреля я впервые за три последних года попал в прямой эфир на телевидении. Один зритель позвонил, он был поражен, что я жив!

\ - Сейчас в обществе случилось очередное обострение по поводу возможности третьего срока для президента. Чтобы провести вариант с референдумом о третьем сроке, остается не так много времени:

\ - На данный момент наша партия существует для того, чтобы не участвовать во всей этой гадости.

\ - Как это следует понимать: вы не будете участвовать в думских выборах?

\ - Будем, если выборы будут. Но вот какие они будут, мы еще с вами не знаем.

\ «В правительстве можно было только красть»

\ - Не жалеете сейчас, что в середине 90-х, когда была возможность, не вошли в правительство?

\ - То есть, что я не украл ничего? В общем, не жалею. А больше там в правительстве нечего было делать.

\ - Но, может быть, вы могли бы что-то изменить?

\ - Нет, я мог бы только успеть выйти. Что я и сделал. Я же был в правительстве. Не надо иллюзий. Правительство - это механизм. В котором вы либо участвуете, либо вы уходите. Давайте вспомним те годы. 1992 год, начало реформ. 2600 процентов инфляции; 1993 год - как результат этих процентов - расстрел Белого дома; 1994 год - начало войны в Чечне; 1995 год - залоговые аукционы. 1996 год - избрание Б.Н. на второй срок;1997 год - делаем пирамиду; 1998 год - пилим транш МВФ и дефолт; 1999 год - новая война и приход Владимира Путина. В какой год мы должны были быть в правительстве? Что из этого мы должны были делать?

\ «Я не поп Гапон»

\ - На что у вас надежда сегодня: что людей все достанет и они выйдут на майдан?

\ - Провоцировать людей, как попы гапоны, мы не можем. Я как минимум дважды в жизни видел политические чудеса. Я убежден в своей правоте. Мы работаем, а жизнь подскажет, что делать. Пытаемся говорить с людьми по-честному, а не тратить время на заседания в общественных палатах. Тратить миллионы долларов, чтобы попасть туда и обсуждать запрет слов «доллар» и «евро» - извините.

\ Беседовал Александр Горшков