КГА празднует 300-летие

КГА празднует 300-летие

В Мраморном зале Российского этнографического музея 24 мая открылась выставка «Градостроительное величие Санкт-Петербурга.

В Мраморном зале Российского этнографического музея 24 мая открылась выставка «Градостроительное величие Санкт-Петербурга. 1706-2006». Выставка подготовлена Комитетом по градостроительству и архитектуре, и на ней впервые представлены фрагменты всех двадцати Генеральных планов, созданных за историю нашего города.
Задачей организаторов было показать удивительную красоту чертежей Генерального плана. Посмотреть на них не как на базовый чертеж развития города, а как на выдающееся произведение искусства.
Именно поэтому родилась концепция выставки – чертежи окантованы в рамы и установлены на мольберты. Посетители оценят их строгость и элегантность. Весь путь необыкновенного города хранится в линиях, завитках букв, картушах, растушевке. Генеральные планы Санкт-Петербурга, за исключением самого свежего, выполнены вручную, истинными мастерами карандаша, пера и кисти. К сожалению, пора ручной работы в архитектурном творчестве практически закончилась.
Экспозиция открывается первым планом Петропавловской крепости – с него, собственно, все и началось. На выставке есть необычные экспонаты – например, Генплан 1722 года, который долгое время считался самым подробным и самым достоверным. А в нем, как выяснили историки, перепутано абсолютно все. Мощная дезинформационная акция была задумана и исполнена Петром I. Генплан был отправлен в Швецию с пленным солдатом для передачи шведскому королю.
На торжественное открытие выставки прибыли губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, вице-губернатор Александр Вахмистров, президент петербургского Союза Архитекторов России Владимир Попов, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Красную ленточку перерезали главные архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга.
Мы привыкли к тому, что Петербург называют одним из красивейших городов мира. Его величественные ансамбли, уникальные панорамы и памятники архитектуры считаются жемчужинами мирового градостроительного искусства и предметом охраны ЮНЕСКО.
И все это уникальное архитектурное богатство заставляет сегодня задуматься, почему наш город развивался столь планомерно и продуманно, почему в его облике практически отсутствуют элементы стихийности, присущие большинству мегаполисов мира. Ответ, наверное, прост – с самого начала он застраивался по генеральным планам.
Ровно триста лет назад Указ Петра Первого положил начало упорядоченности градостроительной деятельности, которая не прерывалась на протяжении всей истории города.
Валентина Матвиенко в приветственном слове отметила, что за три века существования учреждение, в котором работали и работают специалисты, отвечающие за градостроительство, много раз меняло название – Контора городовых дел, Канцелярия городовых дел, Архитектурно-планировочное управление и, наконец, – Комитет по градостроительству и архитектуре. Но переименования не меняли суть – Санкт-Петербург всегда оставался городом с выверенной градостроительной политикой и дисциплиной.
Интересный пример – градостроительное законодательство в Санкт-Петербурге было таково, что ему подчинялись члены императорской семьи. Если было предписано отрезать куски своих любимых участков для того, чтобы организовать проезд, то на следующий день после подписания указа великие князья исполняли распоряжение. И сама основа основ градостроительства – так называемые красные линии – тоже утверждались императорами.
Жесткие требования отнюдь не мешали бурному строительству. В 1890-1915 годах в Петербурге за один сезон (с апреля по сентябрь) строился миллион квадратных метров жилья. При этом строились такие дома, которыми мы до сих пор гордимся.
Налицо глубокая взаимосвязь – новый Генеральный план, как и генпланы 1880-го и 1908 годов предлагает не экстенсивный путь развития города с захватом новых территорий и их первичным освоением, а путь глубокого интенсивного развития и реконструкции.
Москвичи в приветственном слове заметили: «Вот опять у Москвы очередной повод позавидовать Санкт-Петербургу. Прекрасная идея объединить в одной выставке все Генеральные планы. У нас ведь обычно принято как – новый Генеральный план принимают, а предыдущий сразу начинают ругать. А здесь представлена петербургская традиция, один генплан вытекает из другого, все очень разумно».
Триста лет упорядоченной градостроительной деятельности – это не шутка. Комитет по градостроительству и архитектуре как правопреемник Петровской Конторы городовых дел угощал гостей выставки настоящим именинным тортом. Градостроительный торт весил 8 килограммов и был украшен съедобным генеральным планом Петропавловской крепости и Кронверка, над которым потрудились кондитеры старейшего петербургского предприятия «Север».
Выставка в Российском этнографическом музее продлится до 1 июня.

Ирина Бондаренко