General Motors: время закладывать

General Motors: время закладывать

Мировые автоконцерны активно осваивают российскую территорию. Только вчера сразу две крупнейшие международные компании объявили о создании сборочных производств: «Volkswagen» в Калуге, а «General Motors» – в Петербурге.

Мировые автоконцерны активно осваивают российскую территорию. Только вчера сразу две крупнейшие международные компании объявили о создании сборочных производств: «Volkswagen» в Калуге, а «General Motors» – в Петербурге. Одновременно с этим федеральные власти не оставляют попыток каким-либо образом ограничить ввоз в Россию подержанных иномарок: только что закончились споры вокруг автомобилей с правым рулем, как ввели ограничение по вредным выбросам. Создается впечатление, что все эти ограничения направлены, прежде всего, на создание благоприятных условий для автогигантов.

В 2005 году международные корпорации собрали на территории России около 160 тысяч автомобилей, что составляет всего около 10% от общего числа автомобилей, проданных за прошлый год. Сейчас в нашей стране работает 7 сборочных конвейеров. В Тольятти на совместном российско-американском предприятии ЗАО «GM-Автоваз» производят автомобили «Chevrolet Viva» и «Niva», на Таганрогском автомобильном заводе – «Hundai», в Удмуртии на «ИЖ-Авто» - «Kia», на калининградском «Автоторе» – «Kia», «BMW» и автомобили компании «General Motors», во Всеволожске – «Ford Focus». С прошлого года на территории бывшего столичного завода «Москвич» начали изготавливать автомобили «Рено» – там работает совместное предприятие «Автофрамос». Кроме легковых машин, несколько компаний собирают в России автобусы и грузовики. Аналитики прогнозируют, что если проникновение иностранных производителей на российский рынок продолжится, то уже к 2010 году их доля составит не меньше 40%. Например, компания «Volkswagen AG», подписавшая вчера соглашение с Министерством экономического развития и торговли РФ о строительстве завода в Калуге, планирует выпускать уже порядка 115 тысяч автомобилей в год. Немецкий концерн инвестирует в строительство порядка 370 миллионов долларов.

Свой вклад в развитие отечественно-импортного автомобилестроения внесут и заводы, которые будут построены на территории Петербурга. В июне прошлого года в Шушарах состоялась закладка первого камня завода компании «Toyota», мощность которого на первом этапе работы составит около 50 тысяч автомобилей в год. Еще одной компанией, заявившей о строительстве завода в Петербурге, стал японский концерн «Nissan», но ему еще необходимо подписать соглашение с Министерством экономического развития и торговли, что даст ему возможность ввозить комплектующие по сниженным таможенным пошлинам.

Похоже, что закладка новых автозаводов в июне становится в Петербурге традицией – сегодня вице-губернатор Михаил Осеевский сообщил, что в рамках Международного петербургского экономического форума состоится закладка завода компании «General Motors». Вчера компания подписала в Москве два соглашения: с Министерством экономического развития и торговли, касающееся, прежде всего, таможенных льгот на ввоз комплектующих, а также инвестиционное соглашение с правительством Петербурга. Параметры соглашения пока не разглашаются – таковы требования компании. Вчера министр экономического развития Герман Греф обмолвился, что инвестиции в проект составят порядка 115 миллионов долларов. В пресс-службе Смольного сообщили, что в апреле в Петербурге была зарегистрирована ООО «Дженерал Моторз Авто», а в мае 2006 года компания подала заявление о предоставлении земельного участка для строительства завода – он разместится в непосредственной близости от завода «Toyota», в промзоне Шушары. Также обсуждается вопрос о предоставлении «General Motors» статуса стратегического инвестора.

Кстати, в министерстве собираются в середине лета прекратить прием заявок на размещение автопроизводств на территории России от компаний, желающих получить таможенные льготы. В то же время до сих пор остается неясной ситуация со строительством в нашем городе завода «Daimler Crysler». До сих пор в Смольном сообщали, что переговоры с компанией ведутся, а в марте на инвестиционном форуме представитель немецкой стороны заявил о том, что если и будет принято решение о строительстве завода в России, то это будет на Северо-Западе. Впрочем, северо-западный регион Петербургом не ограничивается, и Ленинградская область вполне сможет разместить на своей территории крупное предприятие.

Михаил Осеевский сегодня заявил, что правительство города «ведет переговоры и с другими компаниями, которые еще не имеют производства в России». Власти как Петербурга, так и Ленобласти рассчитывают, что вслед за автоконцернами в регион придут и производители комплектующих. Отметим, что продукция всех автомобильных концернов, размещающих производство на территории Петербурга и Ленинградской области, пользуется большой популярностью у российских покупателей. Так, по итогам прошлого года в рейтинге популярности иностранных компаний «Toyota» заняла второе место, «Ford» – третье, «Nissan» – шестое, а «General Motors» – десятое.

Можно надеяться, что новые производители смогут предложить автомобилистам машины достаточно высокого качества по приемлемым ценам. Большинство концернов, приходящих в Россию, предпочитают собирать здесь модели среднего класса в ценовом сегменте 10-15 тысяч долларов: это и «Hundai Accent», и «Ford Focus», и «Kia Rio». Исключением пока стала лишь «Toyota», которая заявила о том, что будет выпускать в Петербурге автомобили «Toyota Camry», стоимость которых составляет порядка 30 тысяч долларов каждая.

В то же время можно прогнозировать дальнейшие попытки властей ограничить ввоз в Россию подержанных иномарок. Ведь компании, создающие здесь производство, будут заинтересованы в том, чтобы сократить ввоз в Россию подержанных иномарок, пусть и произведенных на их же заводах за рубежом. Для покупателей новая машина все равно будет стоить дороже подержанной вне зависимости от места ее производства. Последним нововведением стал запрет на ввоз в страну автомобилей, не соответствующих требованиям по выбросам Евро-2. Согласно данным Федеральной таможенной службы, под ограничение попали машины, произведенные в Евросоюзе до 1996 года, в США – до 1995, в Японии – до 1997 года. По мнению чиновников Минпромэнерго, введение норм Евро-2 для легковых автомобилей позволит в 10 раз сократить объемы вредных выбросов в атмосферу.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру