GM въедет в Петербург раньше Nissan и Toyota

GM въедет в Петербург раньше Nissan и Toyota

Вчера американский концерн General Motors заложил первый камень в свой очередной проект в России. С четвертой попытки GM решил строить собственный завод, а не полагаться на местных партнеров, в числе которых уже побывали ЕлАЗ, АвтоВАЗ и "Автотор".

Вчера американский концерн General Motors заложил первый камень в свой очередной проект в России. С четвертой попытки GM решил строить собственный завод, а не полагаться на местных партнеров, в числе которых уже побывали ЕлАЗ, АвтоВАЗ и "Автотор". Впрочем, в GM утверждают, что проекты в Тольятти и Калининграде сохранятся, а новый завод в Санкт-Петербурге лишь расширит присутствие GM в России и позволит ему застолбить место в "российском Детройте".

Топ-менеджеры GM вчера не скрывали, что спешно начатое строительство завода в Северной столице, затеянное вслед за Ford, Toyota и Nissan, -- решение политически выверенное. На церемонию закладки первого камня в промзоне Шушары прибыл председатель правления и гендиректор GM Ричард Вагонер, президент GM-Europe Карл-Питер Фостер, первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев (подробнее о его программном выступлении на Петербургском экономическом форуме см. на стр. 1), полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, посол США в России Уильям Бернс.
Было заявлено, что завод GM построят к концу 2008 года, однако крупноузловая сборка автомобилей на нем начнется уже в сентябре этого года. Таких скоростей в реализации проектов до сих пор не демонстрировал ни один автопроизводитель. При этом инвестиции, по сравнению со строящимися по соседству автозаводами стоимостью от $200 млн, достаточно скромные -- $115 млн. Проектная мощность тоже небольшая -- 25 тыс. автомобилей в год. Впрочем, неофициально в GM поясняют, что эта цифра озвучена потому, что таков минимальный объем промсборки, позволяющий получить таможенные льготы на ввозимые компоненты. То есть с вопросом, сколько автомобилей концерн будет делать в России, в GM еще не определились.
Но зато известно, что модели будет две. Это "паркетный" внедорожник Chevrolet Captiva (сейчас его выпускает корейский завод GM-Daewoo) и модель класса С, название которой пока не уточняется. По сведениям Ъ, речь идет об автомобиле, который придет на смену нынешнему Chevrolet Lacetti. По крупноузловой технологии GM планирует собирать 4 тыс. машин в год, и первой моделью будет именно Captiva. С ценой около $30 тыс. она будет занимать нишу между тольяттинской Chevrolet Niva и большими калининградскими внедорожниками Trail Blazer и Tahoe.
Как заявил вчера господин Фостер, автосборочный проект GM в Шушарах никак не отразится на работе СП "GM-АвтоВАЗ": "Продукция нашего собственного завода не будет конкурировать с продукцией GM-АвтоВАЗ по цене". Представители GM также подчеркнули, что не намерены продавать свою долю в СП.
От запуска проекта GM может пострадать другое российское автосборочное предприятие -- "Автотор". По сути, осенью GM планирует начать такую же крупноузловую сборку своих моделей, которую сейчас осуществляет "Автотор", причем при значительно более низких затратах со стороны GM. Менеджеры американского концерна не смогли вчера объяснить, зачем вкладываться в "отвертку" в Питере, если до ввода в строй полномасштабного производства можно продолжать собирать те же модели в Калининграде. Но в GM заверили, что по-прежнему ведут переговоры с "Автотором" о расширении сотрудничества.
Председатель совета директоров "Автотор-холдинга" Валерий Соколов вчера подтвердил Ъ, что сотрудничество с GM продолжается и все премиальные модели GM будут и дальше собирать в Калининграде. Первоначальное соглашение между "Автотором" и GM, подписанное в 2003 году, было рассчитано на пять лет, но последовавшие затем проекты оказались более долгосрочными. Господин Соколов сообщил, что готовится и новый контракт с GM-Daewoo, но не уточнил, сохраняются ли планы по организации мелкоузловой сборки на "Автоторе" одной из моделей GM-Daewoo, с расчетом на которую, по сведениям Ъ, "Автотор" купил окрасочный комплекс на 40 тыс. кузовов в год.
ДМИТРИЙ БЕЛИКОВ,
ЕКАТЕРИНА ЕМЕЛЬЯНОВА

Nissan получил режим промсборки
Вчера глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон подписал соглашение с главой Минэкономразвития Германом Грефом об организации промышленной сборки автомобилей Nissan в России. К 2009 году компания намерена построить в Петербурге завод мощностью 50 тыс. машин в год, вложив в него $200 млн. Завод будет выпускать несколько моделей на разных платформах. По соглашению Nissan получил таможенные льготы на ввоз компонентов для промсборки. У Renault-Nissan уже есть проект в России -- ОАО "Автофрамос", созданное с мэрией Москвы на бывших площадях завода "Москвич". В "Автофрамос" Renault вложил более $250 млн. С 2005 года завод выпускает Renault Logan, его проектная мощность -- 60 тыс. машин в год. Завтра Карлос Гон встретится с мэром Москвы Юрием Лужковым. На встрече, возможно, будут обсуждаться перспективы расширения производства в Москве до 120 тыс. автомобилей в год. Между тем губернатор Петербурга Валентина Матвиенко вчера заявила, что после начала выпуска в России автомобилей Nissan, Toyota и General Motors члены правительства города пересядут только на эти машины. Сама же губернатор будет ездить на автомобилях всех трех марок поочередно.