Льготы поехали

Льготы поехали

Вчера на заседании местного правительства были приняты дополнения в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Согласно этому документу инвестор, вложивший в экономику города свыше 3 млрд рублей, на пять лет будет освобожден от налога на имущество и получит более низкую ставку налога на прибыль.

Вчера на заседании местного правительства были приняты дополнения в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Согласно этому документу инвестор, вложивший в экономику города свыше 3 млрд рублей, на пять лет будет освобожден от налога на имущество и получит более низкую ставку налога на прибыль. Чиновники полагают, что принятые дополнения помогут привлечь в регион крупных инвесторов.

Дополнения в закон "О налоговых льготах" готовились в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ). Они предполагают отмену налога на имущество и снижение налога на прибыль до 20% для инвесторов, вложивших в свой петербургский бизнес более 3 млрд рублей. Перед докладом главы КЭРППТ Владимира Бланка слово взяла губернатор Валентина Матвиенко, которая дала понять, для кого предназначаются налоговые преференции. "На прошлой неделе мы подписали c Nissan соглашение о строительстве завода по сборке автомобилей, был также заложен первый камень завода General Motors", -- напомнила глава города. По ее словам, объем продаж заводов Nissan и GM составит 40 млрд рублей, в то время как вся судостроительная отрасль города зарабатывает всего 25 млрд рублей в год. "Экономическая выгода налицо", -- резюмировала губернатор.
Более подробно о том, почему принятие дополнений в закон "О налоговых льготах" выгодно городскому бюджету, рассказал господин Бланк. Он привел расчет налоговых поступлений на примере крупного инвестиционного проекта в размере 5 млрд рублей. Если бы такой инвестор платил все налоги по действующему законодательству, то городской бюджет получил бы 1,36 млрд рублей за пять лет. С учетом принятых вчера дополнений из доходов бюджета выпадет 280 млн рублей. По мнению господина Бланка, такой суммой вполне можно пожертвовать ради получения 1,08 млрд рублей. Аналогичного мнения придерживается и госпожа Матвиенко: "Потери небольшие. Вопрос понятен". Никаких уточнений по поправкам в закон "О льготах" участники заседания делать не стали, и они были приняты практически без обсуждения. Впрочем, единодушие чиновников не удивительно. Ведь все проекты по созданию автомобильных производств в Северной столице курируются на самом высоком федеральном уровне. Например, на торжественной церемонии закладки первого камня завода Toyota в Петербурге присутствовал российский президент Владимир Путин.
Предполагается, что депутаты ЗакСа утвердят принятые правительством дополнения к закону о налоговых льготах на одном из своих первых заседаний на осенней сессии. Во всяком случае госпожа Матвиенко выразила надежду, что видоизмененный закон вступит в силу в сентябре-октябре. В КЭРППТ Ъ сообщили, что преференции, предусмотренные законом "О налоговых льготах", распространятся на петербургские инвестпроекты, в которых участвуют Toyota, Nissan, GM, "Северсталь" и Русская содовая компания. В дальнейшем принятые дополнения должны упростить работу чиновников по привлечению в Северную столицу солидных инвесторов.
Впрочем, участники рынка отмечают, что крупнейшие автопроизводители запускали свои проекты вовсе не для того, чтобы получить в дальнейшем налоговые преференции. В КЭРППТ Ъ сообщили, что менеджеры Toyota, Nissan и GM, приступая к реализации своих проектов в Петербурге, ничего не знали о готовящихся дополнениях в закон "О налоговых льготах". "Думаю, активность иностранных производителей объясняется тем, что отечественный рынок стремительно растет. Это дает инвестору гарантии по сбыту продукции и минимизации расходов на логистику. Петербург в данном случае оказался в более выгодном положении по сравнению с другими регионами из-за политических гарантий, предоставленных инвесторам скорее не местными, а федеральными властями", -- говорит директор исследовательской компании "Гортис" Дмитрий Канаев.
"Думаю, что инвесторов привлекает в Петербург целый комплекс причин. Для автопроизводителей это, прежде всего, возможность получить право на беспошлинный ввоз компонентов и удобство логистики. Налоговые льготы, безусловно, должны увеличить привлекательность Петербурга", -- считает эксперт авторынка Валерий Тараканов. Между тем аналитики отмечают, что рыночная конъюнктура может измениться, а темпы роста отечественного авторынка -- замедлиться. В этом случае никакие налоговые льготы не смогут заставить инвесторов активно вкладывать крупные средства в свои предприятия на территории Северной столицы. Как бы там ни было, реакцию крупных инвесторов на принятые дополнения в закон "О налоговых льготах" можно будет оценить в следующем году. Во всяком случае в КЭРППТ надеются, что 2007 году в Петербурге появится никак не меньше крупных инвесторов, чем в 2006-м.
БОРИС ГОРЛИН

Претенденты на налоговые льготы
ЗАО "Русская содовая компания" и управляющая компания ООО "Балтийская стекольная компания", реализующие проект строительства завода по производству автомобильного и листового архитектурного стекла. Сумма инвестиций составит $623 млн. Компания Toyota намерена построить в промышленной зоне Шушары завод по сборке автомобилей. Планируемые инвестиции в проект -- около 3 млрд рублей. Компанией General Motors будет построен завод по сборке автомобилей. Инвестиции в проект составят более $100 млн. Компания Nissan возведет завод по производству автомобилей. Инвестиции в его строительство составят $200 млн. ЗАО "Ижорский трубный завод" (дочерняя структура "Северстали") планирует строительство завода по производству труб большого диаметра. "Северсталь" инвестирует в экономику города около $565 млн.
БОРИС ГОРЛИН