Аркадий Пластов в Мраморном дворце

Аркадий Пластов в Мраморном дворце

13 июля в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного советского художника Аркадия Пластова. Экспозиция включает более 50 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи, Ульяновского областного музея и коллекции наследников художника. Выставка

13 июля в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного советского художника Аркадия Пластова. Экспозиция включает более 50 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи, Ульяновского областного музея и коллекции наследников художника. Выставка проходит в рамках Саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Персональная выставка Аркадия Пластова представит весь спектр живописного творчества мастера. Еще при жизни художник был признан классиком советского искусства. Его работы попали в школьные учебники. Продолжатель традиций передвижников, Пластов был удостоен Государственной и Ленинской премий, звания народного художника СССР.
Аркадий Александрович Пластов - родился в селе Прислониха (Симбирской губернии) в 1893 году в крестьянской семье. Его отец был деревенским книгочеем, а дед - местным иконописцем. Глядя на работу богомазов, подновляющих старинные росписи, мальчик решил стать «живописцем и никем больше». Окончив духовное училище и семинарию, Пластов отправился учиться в Москву в Строгановское художественно-промышленное училище, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно он учился живописи.
С 1917 по 1925 год Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе.
В 1925 году художник обвенчался с Натальей фон Вик. После революции у дворянской семьи фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. После свадьбы художник увез молодую жену в деревню, таким образом, семья фон Виков избежала репрессий.
В отношениях с властью Пластова вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Позднее, кто-то посоветовал ему написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в Разливе". В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога.
Во второй половине двадцатых годов Пластов пишет иконы и создает множество библейских композиций для прислонихинской церкви, частично повторенных в послевоенные годы.
В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Сорокалетний художник оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10000. Пейзажи и жанровые сцены Прислонихи с ее окрестностями, а также портреты односельчан составили огромный живописный цикл художника-реалиста. Пластов был убежден: главное для художника - увидеть природную красоту и быть предельно искренним при ее передаче. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.
Первая выставка Пластова состоялась в Москве, в 1935 году. Его произведения сразу привлекли внимание публики.
Картина «Колхозный праздник»(1937) (авторское название - «Праздник урожая»), была задумана как групповой портрет русского крестьянства в разнообразии типов, ракурсов, локальных композиционных и цветовых решений. Натюрморты изобилия, всеобщее ликование и радость никак не соответствующие полуголодной жизни деревни и воспевание никогда не существовавшего колхозного благополучия, на самом деле художественная метафора, торжество живописной правды над уничтожающей ее реальностью. Символом этой реальности стал водруженный сверху портрет Сталина. Его писать художник не собирался, но при утверждении эскиза ему было рекомендовано изобразить в картине все политбюро, что, безусловно, погубило бы ее в художественном отношении. И тогда Пластов сказал – «Будет один, и пусть попробуют сказать, что его недостаточно». (Картина «Колхозный праздник» экспонировалась в 2005 году на выставке «Крестьянский мир в русском искусстве» в корпусе Бенуа).
Великую Отечественную войну он пережил в Прислонихе. Несмотря на страшный голод, Пластов не переставал работать.
Картина "Фашист пролетел" (вначале она называлась «Немец пролетел»), созданная художником в 1942 году, по указанию Сталина впервые экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этой картиной, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта.
«Ужин трактористов», «Сенокос» и «Жатва» - появились на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее в 1945 году. Произведения сразу привлекли огромное внимание, и были удостоены Сталинской премии.
Картина «Весна» (1954), появившаяся на заре хрущевской оттепели произвела сильное впечатление в художественном мире. Оригинальный сюжет вызвал разноречивые мнения. Изображение деревни казалось слишком традиционным. Пластов тогда уточнил название: «Весна. Старая деревня». Но оно просуществовало недолго. Картина под своим настоящим именем объехала весь мир и покорила его.
Вся жизнь художника прошла в родной деревне Прислониха. Он был верен ей, как и традициям реализма. Вопреки моде и критике он изображал своих односельчан, не вписывавшихся в каноны красивых идеальных людей соцреализма – обычных женщин, стариков, детей. Участники саммита, гости и жители Санкт-Петербурга увидят портреты земляков-прислонцев Аркадия Александровича: «Подпасок Николай Лобанов», «Валя Волкова», «Сережа Гундоров», «Валя Тоньшина», «Василий Яшогин» и другие. Красота прислонихинских пейзажей («Весна», «Дубовая роща», «Цветущая яблоня», «Хлеба и небо») явит зрителям образ России. Картина «Купание коней», долгое время хранившаяся на валу, будет выставлена впервые после большого перерыва.
Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972 года.
Сегодня его произведения находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Литературном музее, Ульяновском музее, Саратовском художественном музее и многих других собраниях.
Инициатором проведения выставки выступил Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов. Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал предложение об открытии выставки во время работы саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Правительство Ульяновской области взяло на себя обязательства обеспечить транспортировку, страхование, экспозиционирование и сохранность выставляемых экспонатов, направляемых из собрания Ульяновского областного художественного музея, за счет средств резервного фонда Правительства Ульяновской области. Большую помощь в организации выставки оказали Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко.

"Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего людей люблю" - Аркадий Пластов



Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ