«Собьют» ли японскую «тарелку»?

«Собьют» ли японскую «тарелку»?

На прошлой неделе наконец стало известно имя победителя в конкурсе на право строительства нового стадиона для «Зенита». Своих конкурентов из Петербурга, Москвы, Германии и Португалии опередил японский архитектор Кишо Курокава.

На прошлой неделе наконец стало известно имя победителя в конкурсе на право строительства нового стадиона для «Зенита». Своих конкурентов из Петербурга, Москвы, Германии и Португалии опередил японский архитектор Кишо Курокава.

Заслуженно ли он победил и по какому сценарию будет проходить строительство стадиона, разбирался корреспондент «МК» в Питере».

\ «Космический корабль». Именно такое рабочее название носит проект стадиона «Зенита» от архитектурного бюро Kisho Kurokawa architect & associates. Возводить футбольные арены японцу не в новинку - на своей родине он уже построил стадионы «Тойота» и «Оита» на 45 и 43 тысячи зрителей соответственно. «Приземлиться» космический корабль должен в Приморском парке Победы, что на Крестовском острове, в 2009 году - по крайней мере, именно такой срок фигурирует в техническом задании проекта. В общей сложности стадион рассчитан на 62167 зрителей, а стоимость его строительства оценивается в 225 миллионов 149 тысяч долларов. При этом деньги, вопреки устоявшемуся мнению, даст не «Газпром» - соответствующие средства возьмут из городского бюджета, где будут аккумулироваться налоговые отчисления зарегистрированной на берегах Невы «Газпромнефти». Кто будет в итоге управлять стадионом, пока неизвестно, но Валентина Матвиенко и президент «Газпрома» Алексей Миллер считают оптимальным вариантом организацию совместной управляющей компании, в которую войдут представители Смольного и газового монополиста.

\ Мнения

\ За

\ Лучший стадион в Европе

\ Максим Савельев, член архитектурного совета при правительстве Москвы:

\ - Доверить строить стадион для «Зенита» Кишо Курокаве - очень здравое решение. Во-первых, привлечение к работе архитектора с таким серьезным мировым именем является гарантией того, что все работы будут закончены в срок - не захочет же «Газпром», в самом деле, портить свою репутацию на международной арене. Во-вторых, японский проект я считаю, наравне с немецким, самым сильным участником конкурса. Он очень эстетично и ажурно выглядит с земли, великолепно - с воздуха, напоминая по форме летающую тарелку, и совершенно потрясающе, - с моря. В-третьих, мне очень понравилась идея Курокавы с выдвижным полем. В российских погодных условиях это действительно единственный способ добиться равномерного освещения газона. Все это, вкупе с блестящей репутацией Курокавы и вполне реальной стоимостью проекта, должно привести к тому, что в Петербурге появится самый красивый стадион в России, если не в Европе.

\ Против

\ Мусорный мешок а-ля Перро

\ Алексей Корнеев, сотрудник научной группы по разработке 18-го генплана Ленинграда 1985 года:

\ - Я возмущен тем, что новый стадион для «Зенита» доверили строить японцам. С точки зрения многих специалистов, их проект не выдерживает никакой критики. Во-первых, он неоригинален - стадионы, построенные по «вантовому» принципу, возводятся сегодня в мире практически повсюду. Подобная вторичность такому городу, как Петербург, не к лицу. Про какой вид с моря говорит Курокава, если рядом со стадионом построят вантовый мост, который испортит всю картину? Зачем нужно выдвижное поле? Создание необходимой для этого конструкции потребует дополнительных средств, а за те деньги, которые выделены на стадион, Курокава уж мог бы придумать для нормального освещения что-то иное. Да и вообще, я считаю, что «Зенит» - это квинтэссенция Петербурга, и стадион для него должна строить именно петербургская компания, которая проникнута духом нашего великого города. Возмущен, что конкурсное жюри предвзято отнеслось к проекту стадиона, разработанного ЛенНИИпроектом. Этот проект - настоящий прорыв в российской архитектуре, он просто обязан быть реализован. А так мы получим очередной «мусорный мешок» а-ля Перро, только с японской спецификой.

\ Как будут развиваться события?

\ Вариант первый - оптимистический

\ В течение месяца Кишо Курокава по настоянию Валентины Матвиенко вносит в свой проект ряд доработок, в частности максимально насыщает его объектами социально-оздоровительной инфраструктуры, благодаря которым город будет получать прибыль независимо от футбольных матчей; при этом стоимость проекта не увеличивается. До конца года завершаются работы по демонтажу стадиона имени Кирова. Общественность Петербурга спокойно относится к разрушению памятника федерального значения и поддерживает строительство новой арены для «Зенита». Параллельно в течение осени проходит конкурс на определение конкретных строителей стадиона, и соответствующие работы начинаются в январе-феврале. Никаких проблем с финансированием строительства не возникает, равно как и традиционного для России увеличения сметы, и к европейскому сезону 2009 года, как и обещает президент «Зенита» Сергей Фурсенко, новая арена петербургского клуба открывает свои трибуны для поклонников сине-бело-голубой команды.

\ Вариант второй - реалистический

\ Курокава вносит предписанные Матвиенко изменения, но требует на них дополнительные средства. «Утряска» соответствующих денежных вопросов происходит до конца октября. Работы по демонтажу стадиона имени Кирова растягиваются до конца следующей весны в связи с тем, что постоянно возникают форс-мажорные обстоятельства - то необходимо провести на полуразрушенной арене концерт, то фестиваль, то спортивные старты. Госэкспертиза, как и в случае со строительством второй сцены Мариинского театра Домиником Перро, выдвигает к Кишо Курокаве свои претензии. Одновременно с этим ряд архитекторов города «баламутят» петербуржцев по поводу недопустимости разрушения символа Петербурга - стадиона им. Кирова, и требуют проведения нового конкурса под предлогом того, что к варианту нового стадиона «Зенита», подготовленному ЛенНИИпроектом, подошли предвзято. На «подавление» всех претензий у «Газпрома» и Матвиенко уходит весь 2007 год. Фактически работы по строительству нового стадиона «Зенита» начинаются в 2008 году, и осенью 2010 года «Газпром-арена» наконец начинает свою работу.

\ Вариант третий - пессимистический

\ Кишо Курокава отказывается вносить предписанные Матвиенко изменения под тем предлогом, что он, мол, не хочет искажать свой гениальный проект. Шумные «разборки» тянутся до конца года. Однако проблемы только начинаются. «Архитектурным патриотам» удается так «возбудить» общественность, что возле Смольного проходят несколько митингов по поводу запрета на строительство стадиона по японскому проекту. Смольный частично уступает общественному мнению и устраивает комплексную «ревизию» проекта Курокавы. Параллельно с этим Госэкспертиза выдвигает японскому архитектору все новые и новые претензии. В свою очередь, Курокава дает крупным международным архитектурным журналам несколько «разоблачительных» интервью, и имидж Петербурга в глазах мировой общественности ухудшается на глазах. С грехом пополам начавшееся строительство постоянно останавливается из-за проблем с финансированием - налоговые поступления от «Газпромнефти» город использует на различные социально-хозяйственные нужды, и денег на стадион элементарно не хватает. Разгораются скандалы по поводу злоупотреблений со стороны строителей, несколько компаний «исчезают» с полученными из горбюджета деньгами. В конце концов, к 2012-2013 году «летающая тарелка» наконец приземляется на Крестовском острове. Если вообще приземляется, а не повторяет судьбу проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Питером и Москвой.

\ Кто такой Кишо Курокава

\ Рождение: 1934 г., Нагоя, Япония.

\ Архитектурный стиль: метаболизм (здания считаются живыми организмами, и каждое из них должно иметь свое лицо, а не быть универсальным, а также обладать множеством технических ноу-хау); хай-тек.

\ Место работы: директор основанного в 1962 году архитектурного бюро собственного имени. Штат - 60 человек.

\ Послужной список: компания участвовала в 38 национальных и международных конкурсах, причем в 34-х заняла 1-е место.

\ Самые известные работы: торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, городской музей в Нагое, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, аэропорт в Куала-Лумпуре, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, генплан столицы Казахстана Астаны, стадион «Оита».

\ Подготовил Игорь Жданов

\ Фото Валентина Илюшина