Легенды «Зенита». Защитники без страха и упрека.

Легенды «Зенита». Защитники без страха и упрека.

Два бойца из «золотой» когорты, Алексей Степанов и Сергей Кузнецов – чемпионы СССР 1984-го, питерские парни, воспитанники «Смены», любимцы болельщиков. Душа

Два бойца из «золотой» когорты, Алексей Степанов и Сергей Кузнецов – чемпионы СССР 1984-го, питерские парни, воспитанники «Смены», любимцы болельщиков.

Душа команды


Из тех, кто в 1984-м подарил нашему городу футбольный праздник, завоевав золотые медали, сейчас, увы, нет с нами главного тренера «Зенита» Павла Федоровича Садырина и Алексея Степанова, которому Садырин дал такую характеристику: «Защитник без страха и упрека. Комсорг команды, ее душа».

Его нельзя было не заметить на поле с первых же минут. Высокий светловолосый атлет, настоящий столп обороны «Зенита». Форварды таранного типа наталкивались на него как на неприступную скалу. Одолеть Степанова в силовой борьбе было невозможно, так же как выиграть у него воздушную дуэль. Правда, в борьбе с техничными юркими форвардами, такими как Владимир Гуцаев, Валерий Газзаев, Виктор Грачев, ему приходилось непросто, но не зря говорят, что недостатки – это продолжение наших достоинств.

Центральный защитник Степанов умел и любил атаковать. Именно он в 1984-м, в знаменитом матче со «Спартаком» в «Лужниках» при счете 2:2 пошел в борьбу за мяч сразу с тремя спартаковцами и заработал штрафной, с которого Юрий Желудков забил решающий гол. В 1986-м в переполненном СКК зенитовцы разгромили грозный тогда «Днепр» – 3:0, и Степанов исполнил свою давнюю мечту, забив мяч дальним ударом изумительной силы и точности.

Путь Степанова в большой футбол не был простым. В девять лет его пригласил в команду «Арсенал» тренер Олег Шилин. Первый наставник разглядел в нем задатки настоящего спортсмена. «Ты можешь только за счет своего характера играть в мастерах» – эти слова он не раз говорил Алексею. Через несколько лет Степанова пригласили в СДЮШОР «Смена», но после ее окончания записали в «бесперспективные».

В ленинградском «Динамо» его усадили в глубокий запас. Однако Алексей проявил характер, рискнув поехать в узбекский город Карши, в команду второй лиги, где набрался уверенности в своих силах. Осенью 1979-го молодежная сборная Ленинграда во главе с капитаном Степановым выиграла всесоюзный молодежный турнир «Переправа». Эта победа стала прологом к лучшему в истории «Зенита» в ХХ веке десятилетию, вместившему золото и бронзу, четыре выступления в еврокубках.

В начале 1990-х Алексей Степанов стал одним из пионеров профессионального мини-футбола в нашей стране. Казалось бы, для мощного рослого Алексея «мини», в котором высоко ценятся техника и расторопность, не подходит, но он стал ведущим игроком московской команды «Дина», куда перешел вместе с другим бывшим зенитовцем нападающим Борисом Чухловым. Степанов был первым капитаном сборной страны по мини-футболу, сыграл на чемпионате мира.

Вернувшись в Петербург, он немало сделал для товарищей по команде, работая вице-президентом Фонда «Зенит-84». Его организаторские способности заметил президент ФК «Зенит» Виталий Мутко и в 2000-м назначил Степанова на пост спортивного директора клуба. В начале 2002-го Алексей Николаевич по приглашению губернатора Тюменской области стал президентом клуба «Тюмень» и за короткий срок многое успел сделать для команды, которую тренировал его партнер по защите «золотого «Зенита» Николай Воробьев.

Степанов отдавал футболу всего себя, тратил силы без остатка, и 30 июня 2002-го у него не выдержало сердце. Весть о его смерти ошеломила всех, ведь ему было всего 42… Футбольный Питер потерял одну из своих легенд.

В нашем городе ежегодно проходит международный турнир по мини-футболу «Петербургская осень», посвященный памяти Алексея Степанова.

Досье «90 минут»


Алексей Николаевич Степанов
Родился 26 января 1960 г. в Ленинграде.
Центральный защитник.
Воспитанник СДЮШОР «Смена».
Играл за «Динамо» (Ленинград) – 1977–1978 (по июнь), «Каршистрой» (Карши) – 1978 (с июля) – 1979, «Зенит» (Ленинград) – 1980–1990, «Локомотив» (Ленинград) – 1991 (по июнь).
В чемпионатах СССР (высшая лига) провел 268 матчей, забил 19 голов. В первой лиге сыграл за «Зенит» 26 матчей, забил 2 мяча.
Чемпион СССР 1984, бронзовый призер 1980, финалист Кубка СССР 1984, обладатель «Кубка сезона» (Суперкубка СССР) 1985. В 1984-м включен в список «33 лучших» (№3). Выступал за молодежную сборную СССР.
Выступал в мини-футбольных командах «Дина» (Москва) – 1991 (с сентября) – 1994 (по июнь), КСМ-24 (Москва) – 1994 (по сентябрь), «Самсон» (Петербург) – 1995 (по июнь), «Зенит» (Петербург) – 1995 (сентябрь-октябрь).
Чемпион СНГ 1992, России 1993, 1994, обладатель Кубка России 1992, 1993 по мини-футболу. За сборные СНГ и России провел 15 матчей, забил 7 голов. Участник чемпионата мира 1992.
Тренер мини-футбольной команды ПСИ (Петербург) – 1996, спортивный директор ФК «Зенит» – 2000–2001, президент ФК «Тюмень» – 2002.
Умер 30 июня 2002 года в Екатеринбурге. Похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

Охтинский парень


Сергея Кузнецова и его брата-близнеца Олега любил приводить в пример первый директор школы «Смена» Дмитрий Николаевич Бесов, говоря: «Сколько ребят мы оторвали от дурных компаний, вывели в люди, не дали пойти по кривой дорожке!» И правда, братья Кузнецовы были, как тогда говорили, «трудными подростками». Росли без отца, в школе учились плохо, жили на Охте, в не самом благополучном районе города, не раз попадали в детскую комнату милиции.

Но как рассказывал мне Сергей Кузнецов: «Мы не были подлецы какие-то там, никого не грабили, не избивали. Не нюхали клей и прочую гадость, а про наркотики только в кино видели. Ну, чего мы могли набедокурить? Например, идем по улице, смотрим – пацаны несут клюшечки. „Ребята, где взяли? Да вон там!“ Ну и мы туда – склад не заперт, охраны нет. Все тащат себе клюшки, но по глупости идут и срывают с клюшек бумагу, бросают ее под ноги. Так потом по этим следам нас и нашли милиционеры. Отделались в тот раз штрафом. Клюшки же мы не для продажи взяли, а для себя – играть в хоккей было нечем, в магазинах ничего не продавали».

Такими вот бедокурами и пришли братья в «Смену». «У нашего первого тренера Геннадия Федоровича Ермакова я начинал нападающим, потом постепенно перешел в защитники, и так и играл дальше правого защитника. А Олег – он долго играл нападающего, забивал много. Мы играли сперва в районной спортшколе, потом в „Арсенале“, а затем в Павловске в спортивном лагере перешли в „Смену“, причем меня взяли как защитника, а Олега – как нападающего. Мы начали играть за третьих детей. А потом произошел такой момент: в одном матче парень, который играл вратарем, сломал руку. И я не знаю с чего вдруг, но Олег встал в ворота. Запасного вратаря не было, играть некому. Он встал и как начал „тащить“. Затянуло его, так с тех пор и „тащил“. Может, не было бы ситуации, что надо выручать команду, и Олег продолжил бы играть нападающим. А так стал вратарем».

Кстати, Олег Кузнецов, сыграв несколько матчей за «Зенит», почти всю карьеру провел в командах низших дивизионов, среди которых была и питерская «Смена-Сатурн».

После «Смены» Сергей попал в дубль «Зенита, затем пошел «служить» в ленинградское «Динамо», но вскоре оказался в «Динамо» московском: «Тренером был Вячеслав Дмитриевич Соловьев, при нем мне очень нравилось. Это был прекрасный специалист и замечательный человек. Я ведь приехал к нему, по сути, совсем дураком – ну поиграл немножко в дубле „Зенита“, в первой, а потом во второй лиге за ленинградское „Динамо“. А он дал мне четыре матча в дубле сыграть и взял в „основу“. Соловьев не только вел на высшем уровне тренировочный процесс, но еще и к каждому игроку находил подход, нужные слова. Он был одним за отца, другим за старшего брата. Великолепный психолог! Помню, мне надо было в Ленинград уехать к матери. Адамас Соломонович Голодец, он вторым тренером был, никак не отпускал. А Соловьев отпустил. Представляете, в пятницу я был в Ленинграде, в субботу приехал в Новогорск на динамовскую базу, а в воскресенье – игра. А ведь тогда команды на три дня на базе запирали перед матчем на карантин. Как я после этого стал отно
ситься к тренеру?! Да, я был готов в лепешку ради него расшибиться! Жили на базе вместе с Гурамом Аджоевым. Кормили нас хорошо – на 25 рублей, это тех, советских рублей, в день, как членов олимпийской сборной. После трудного детства, когда питались в основном гречкой да лапшой, конечно, было здорово. Из „Динамо“ меня не хотели отпускать, когда срок службы в ноябре 1981-го окончился. Квартиру давали. Но моя жена, тогда еще невеста, не захотела переезжать из Ленинграда в Москву. Если бы не она, может, и согласился бы. Мне ведь всего 21 год был – молодой, перспективный, я тогда за молодежную сборную играл – участвовал в матчах с турками, венграми, в общем, был в порядке. А как из „Динамо“ ушел – вызывать перестали».

В «Зените» Сергей быстро стал основным игроком. Высокий, мощный, не очень быстрый, но тактически обученный, умеющий выбирать позицию, всегда боровшийся до конца – таким Кузнецов запомнился болельщикам. Он любил подключаться к атакам, и его прорывы по правому краю были очень опасны. В чемпионате-1986 он даже побыл в роли бомбардира, забив четыре мяча.

На рубеже 1980-90-х Кузнецов дважды уходил из «Зенита» и возвращался, сменил несколько клубов, карьеру же закончил в московском «Асмарале», давно уже не существующем. Затем в карьере Сергея Ивановича был неожиданный поворот – он подался в арбитры. Довольно быстро прошел путь до первого дивизиона, и кто знает, каких высот достиг бы на этом поприще, но в 1999-м оказался в центре скандала, разыгравшегося на матче претендентов на выход в высшую лигу. И вина бывшего зенитовца была не в назначении пенальти или голе, засчитанном не по правилам, а в назначении свободного удара за то, что вратарь передержал в руках мяч. Словом, «крайним» сделали перспективного питерского рефери, и он решил закончить карьеру арбитра.

Сейчас Сергей Кузнецов тренирует любительскую команду одной из петербургских фирм, участвующую в городских турнирах по футболу и мини-футболу: «Хотелось бы, конечно, потренировать профессиональную команду, но и с этими ребятами чувствую себя нормально. Они любят футбол, играют всерьез, пусть даже у них нет больших способностей. Я же стараюсь дать им, что могу».

Досье «90 минут»

Сергей Иванович Кузнецов
Родился 1 июня 1960 г. в Ленинграде.
Правый защитник.
Воспитанник СДЮШОР «Смена».
Играл за «Динамо» (Ленинград) – 1979–1980; «Динамо» (Москва) – 1981; «Зенит» – 1982–1988, 1990–1991 (по июль), 1992 (с августа); «Гурия» (Ланчхути) – 1989, «Локомотив» (Горький – Нижний Новгород) – 1990 (по июль), «Кировец» (Ленинград) – 1991 (с июля); «Турун Товерит» (Турку, Финляндия) – 1992 (по август); «Асмарал» (Москва) – 1993.
В чемпионатах СССР (высшая лига) провел 163 матча, забил 6 голов, в том числе за «Зенит» – 139 матчей, 6 голов. В первой лиге чемпионата СССР сыграл за «Зенит» 33 матча, забил 2 мяча. В чемпионатах России (высшая лига) – 29 матчей, 2 гола, в том числе за «Зенит» – 9 матчей, 1 гол.
Чемпион СССР 1984, обладатель «Кубка сезона» (Суперкубка СССР) 1985, финалист Кубка СССР 1984.
Арбитр: в 1996-99-м судил матчи чемпионатов России во втором и первом дивизионах.
Главный тренер команд ФК «Саров» (Саров) – 2000; «Энергия» (Великие Луки) – 2001–2002. Тренер ФК «Петротрест» (Петербург) – 2004–2005.

Михаил Григорьев

Автор: 653038