Портрет фанатабез банана

Портрет фанатабез банана

Между тем вчера произошло еще одно важное для «Зенита» событие – официальная смена президента. Нет, не клубного – речь об инаугурации президента страны.

Между тем вчера произошло еще одно важное для «Зенита» событие – официальная смена президента. Нет, не клубного – речь об инаугурации президента страны. Напомню, Дмитрий Медведев является страстным поклонником питерской команды и даже возглавляет неофициальное объединение высокопоставленных болельщиков «Зенита».

Таким образом, можно говорить о закономерном завершении процесса. Некогда олицетворявший «оппозицию» клуб стал, наоборот, самым провластным. В конце 1990-х «Зенит» противостоял Москве, футбольным властям и даже губернатору родного города (Яковлеву)! Теперь все наоборот – клуб в ладах с правящей партией, Валентина Матвиенко встречает команду в аэропорту (после «золотого» матча), а теперь за нее переживает и президент страны! Аналогичные перемены произошли и с финансами – настали времена почти неограниченных ресурсов.

Понятно, что такие метаморфозы не могли не сказаться и на болельщиках. Чем более солидным становился клуб, тем более солидным становился и его среднестатистический поклонник. Три недели назад Агентство социальной информации (АСИ) провело опрос, который подтвердил очевидное. «Большинство представителей трудоспособных групп становятся болельщиками петербургской команды. Это означает, что «Зенит» «получает» средний класс молодых и имеющих высокие доходы людей», – объяснил руководитель АСИ Роман Могилевский.

Естественно, изменились и культура болельщицкой среды, нормы поведения. Конечно, и у нынешнего поколения возникают проблемы, но у фанатов какого клуба их нет? Например, в феврале трое питерцев оказались в испанской тюрьме, причем большинство очевидцев виновниками инцидента называют испанскую полицию. На Пиренеях постоянно возникают проблемы у «саппортеров» из самых разных стран, в том числе и местных.

Арестованные вернулись в Петербург лишь к концу апреля благодаря юридической поддержке клуба «Зенит». Правда, стоит заметить, что к решению проблемы клуб подключился далеко не сразу, из-за чего и срок заключения получился столь долгим. Вообще руководство «Зенита» в последнее время порой дистанцируется от фанатов. Отсюда и сообщения последних вроде следующего: «Футбольному клубу «Зенит»... удалось дыхнуть в лицо своим болельщикам равнодушием...». Впрочем, от «спокойных» болельщиков приходилось слышать и противоположное: клуб чуть ли не заигрывает с агрессивными фанатами.

Верно, похоже, и то и другое. Да и как тут быть последовательным: с одной стороны, именно фанаты лучше всего поддерживают команду на трибунах, служат ей верой и правдой. Но они же создают и проблемы: зажигают файеры (вынуждая клуб платить штрафы), проносят сомнительного содержания баннеры, позволяют себе расистские выкрики...

О проблеме расизма на «Петровском» за последний год вспоминали несколько раз. Футболист «Крыльев Советов» Серж Бранко даже назвал расистами... руководителей «Зенита». В марте игроки «Марселя» заявили, что подвергались расистским нападкам во время матча 1/8 финала Кубка УЕФА. По их словам, болельщики издавали обезьяньи крики и бросали на поле бананы. Решение по этому поводу было отложено, но очевидно – в случае рецидива клубу грозят серьезные неприятности.

Еще одно напоминание сделал... Дик Адвокаат. «Большинство игроков, которые могут усилить «Зенит», имеют черный цвет кожи», – недавно заметил голландский тренер. Напомню, его предшественник Властимил Петржела признавался, что руководство не рекомендовало ему приобретать темнокожих игроков. А когда подобные планы были озвучены, в Пашинге один фанат выбежал на поле в футболке с надписью «В цветах «Зенита» нет черного».

Конечно, это проблема не только «Зенита», но и почти любого футбольного клуба. Сама природа боления за своих и против чужих не способствует терпимости. Ну не может фанат быть толерантным! И не случайно в разные времена и во многих странах фанатские группировки были очень близки к националистическим, а порой даже сливались с ними.

С другой стороны, нередко националисты просто используют трибуны как наиболее простой и безопасный способ показать себя. Например, многие питерские скинхеды в какой-то момент фактически затесались в фанатскую среду, что сделало их куда менее узнаваемыми для милиции. Кстати, инцидент в Вильярреале начался с того, что фанаты вывесили баннер: «Косово – это Сербия». Ну скажите, разве настоящему болельщику на трибунах не наплевать на все, кроме любимой команды?

Однако в целом, на мой взгляд, проблема расизма среди питерских болельщиков уменьшается примерно так же, как и проблема хулиганства. Показателен диалог на матче с «Баварией» в 16-м секторе «Петровского»:

– Неужто опять бананы будут швырять? Команду дисквалифицируют!

– Так у них же негров нет! Один Зе Роберто.

– А Лусиу?

– Нет! Лусиу наш человек! (бразильский защитник «Баварии» в первой игре забил красивый гол в ворота свой команды)...

Вообще сейчас расизм на трибунах носит куда более шутливый, неглубинный характер, чем раньше. Но даже такой расизм создаст «Зениту» в политкорректной Европе слишком большие проблемы. То, что прощалось какой-то незаметной российской команде, триумфатору могут и не простить. Поэтому проблему надо решать, а сделать это можно лишь последовав совету Дика Адвокаата – купить летом классного темнокожего игрока. Уверен, при хорошей игре фанаты его примут так же, как приняли корейца Ким Дон Чжина. Ведь даже для самых оголтелых из них на первом месте – интересы команды.