Производителей приравняли к импортерам

Производителей приравняли к импортерам

Начиная с 2003 года пошлины на винное сырье составляли 5%. Это позволяло производить в нашей стране сравнительно дешевое и при этом качественное вино из сырья, завозимого из теплых стран – Бразилии, Аргентины, Чили, из Африки и т.

Начиная с 2003 года пошлины на винное сырье составляли 5%. Это позволяло производить в нашей стране сравнительно дешевое и при этом качественное вино из сырья, завозимого из теплых стран – Бразилии, Аргентины, Чили, из Африки и т. д. Но вот 25 июня 2008 года Федеральная таможенная служба (ФТС) «в целях повышения эффективности таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации» отнесло так называемые виноградные виноматериалы к другой субпозиции товарной номенклатуры, ввозная пошлина на которую составляет 20%.

В результате, по словам самих виноделов, возникла форменная неразбериха: ведь «сброженное виноградное сусло» продолжало относиться к старой товарной субпозиции с пошлиной 5%. Получилось, что класс ввозимого сырья и, соответственно, размер выплат определялся самими таможенниками непосредственно «на местах». В итоге, то ли опасаясь обвинения в коррупции, то ли под влиянием кризиса, то ли по каким-то другим неизвестным причинам, петербургские таможенники с ноября взимают 20-процентную плату со всего ввозимого винного сырья. Причем импортерам о новой ставке сообщили, что называется, «в рабочем порядке», когда контейнеры с виноматериалами уже стояли в порту.

Более того, сейчас с них требуют оплату пошлин на продукцию, завезенную с середины ноября, то есть задним числом. Естественно, большинство местных виноделов отказались ввозить сырье с такими драконовскими ставками. Нелишним будет отметить, что через порт Новороссийск та же самая продукция до сих пор ввозится по старым ценам.

Выходит, что импортеров сырья практически приравняли к тем, кто ввозит в страну готовое вино в бутылках. Заниматься производством в России становится попросту невыгодно. Для конечного потребителя это означает как минимум подорожание вина и шампанского на 10 – 20 рублей за бутылку, возможно – определенный дефицит, а также снижение качества продукции. Не исключено, что ряд производителей вообще закроют производство. Кроме того, по законам рынка, импортеры бутилированного вина тоже неизбежно поднимут цены.

Как говорит директор петербургского предприятия «Игристые вина» Ирина Белова, хлопот у отечественных производителей вина и без повышения пошлин предостаточно. Снижается покупательская способность, растут ставки по кредитам, снижается залоговая стоимость имущества... Уже сейчас завод вынужден отказаться от расширения производственных площадок. Ирина Белова прогнозирует, что потери от введения новых правил ввоза сырья могут составить в текущем году порядка 600 млн рублей.

Что касается более мелких производителей, то они и вовсе планируют уходить с рынка. Директор гатчинского предприятия «Бодегас Вальдепабло-Нева» Верхилио Сильвейра заявил, что, если пошлины останутся на сегодняшнем высоком уровне, его компании выгоднее будет закрыть свой филиал в Ленобласти и полностью перейти на ввоз вина в бутылках. Иностранные компании так или иначе найдут выход из ситуации. А вот где трудоустроиться уволенным виноделам из Гатчины – вопрос из разряда риторических.

У читателей может возникнуть закономерный вопрос: что это за винодельческое сырье такое? Неужто порошок какой-нибудь или концентрат с консервантами? Нет, в порты приходит обычное вино в 24-тонных контейнерах. Но затем над ним нужно провести до 30 различных процедур. Для начала вино должно «отдохнуть» от транспортировки, потом его фильтруют, обрабатывают холодом, теплом, проводят анализы в лаборатории... А чтобы сделать из сырья привычное нам шампанское, требуется не менее 17 дней. В себестоимости готового вина сырьевая доля составляет около 50%.

Вообще зависимость отечественного производителя от импортных поставок – явление традиционное. Но в отличие, допустим, от нефти и газа на винное сырье наша страна бедна по объективным климатическим причинам. Увы, заменить недорогое вино, сделанное из импортного сырья, полностью российским невозможно. В стране есть всего два региона, которые производят винодельческое сырье, – Краснодарский и Ставропольский края. Но они не в состоянии в одиночку насытить рынок огромной страны...

Увы, население России возвращают к не самым лучшим стандартам жизни в Советском Союзе, когда шампанское можно было приобрести в наборах на праздники. Правда, тогда в продаже были вина Молдавии и Грузии, а также импортные из братских социалистических стран. Так что сегодня ситуация может оказаться еще хуже...

Иллюзии, что население станет меньше пить, если меньше продавать вина, – увы, беспочвенны. Практика показывает, что, как только снижается потребление качественного и менее крепкого алкоголя, народ тут же переходит на крепкие напитки. Если вообще не на самогон и сивуху.

Ассоциация «Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса «АЛБИ» подготовила обращение в федеральное правительство и просит организовать встречу представителей ФТС и профильных ассоциаций, для того чтобы выработать единую позицию по квалификации винодельческого сырья. Кроме того, большинство производителей вин уже подготовили иски в адрес ФТС. Удастся ли виноделам убедить руководство страны пойти им навстречу, пока неизвестно. «Санкт-Петербургские ведомости» будут следить за развитием ситуации.