Диалог без диалога

Диалог без диалога

Во всем виноват Чубайс? Представьте себе, уважаемые читатели, что вы стали гостями свадебной церемонии, на которой отсутствуют и жених и невеста.

Во всем виноват Чубайс?

Представьте себе, уважаемые читатели, что вы стали гостями свадебной церемонии, на которой отсутствуют и жених и невеста. Или участниками винной дегустации, где вино не наливают, а только о нем рассказывают? Примерно в такой же ситуации оказались участники «круглого стола», организованного Агентством Бизнес Новостей и посвященного взаимодействию энергетиков с малым и средним бизнесом.

Поводом для встречи стало обсуждение последствий принятия постановления правительства РФ № 334 от 21 апреля 2009 года с длинным названием «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям». Так вот, удивление журналистов вызвало отсутствие на «круглом столе» самих героев дня – энергетиков...

«Разумеется, мы приглашали принять участие в дискуссии представителей компании «Ленэнерго», но не получили никакого ответа, – посетовал руководитель АБН Павел Пашнов. – Такая ситуация происходит не впервые. Уважаемые энергетики предпочитают хранить молчание, не вступая в дискуссии с прессой и представителями бизнес-сообщества».

Многие эксперты видят корень проблемы в особенностях реформирования российской энергетики. Действительно, произошло разделение РАО «ЕЭС России» на генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Одновременно оказалась распыленной ответственность за развитие энергетического комплекса и его взаимоотношений с потребителями. Среди бизнес-сообщества во всяком случае распространено мнение о том, что проблемы с подключением малых и средних предприятий к электрическим сетям возникли как следствие реформ, проведенных под руководством Анатолия Чубайса.

Товар – деньги – товар

По мнению председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Федорова, энергетические компании не заинтересованы во взаимодействии с малым и средним бизнесом. По его оценке, для того чтобы открыть новое предприятие, потребляющее 100 киловатт электроэнергии, предпринимателю необходимо затратить от 15 до 17 млн рублей и ждать положительного решения до двух с половиной лет.

Главный вывод Сергея Федорова: «Электрическая энергия все еще не стала в России товаром, который производитель стремится с максимальной эффективностью донести до потребителя». При этом особенно для малого бизнеса подключение к энергетическим сетям и заключение прямых договоров с энергетиками представляет значительные сложности. При небольшом обороте у предпринимателей часто отсутствует возможность принять в штат специалиста по энергообеспечению и даже обращаться к внешним экспертам и посредникам.

Сергей Федоров приветствовал принятие нового постановления, поскольку оно призвано упростить, дебюрократизировать и удешевить процесс подключения мощностей до 100 киловатт. Но при этом заявил, что считает принятый документ пока не принесшим ожидаемых результатов: «В постановлении содержатся разумные тезисы, благие пожелания, но отсутствует механизм их претворения в жизнь».

Документ действительно запрещает энергетическим компаниям отказывать потребителям малых мощностей в подключении «ввиду отсутствия технической возможности». Именно пресловутый «недостаток технических возможностей» и был главной отговоркой при отказах в подключениях. Кстати, при этом, по словам Сергея Федорова, бизнесменам нередко предлагали решить вопрос в «неофициальном порядке»...

Технические возможности

Если технические возможности действительно отсутствуют, энергетикам предписывается за собственные средства создать новые мощности – поставить при необходимости новый трансформатор, проложить силовой кабель и т. д. Кроме того, постановление предоставляет малому и среднему бизнесу возможность оплатить услуги по подключению к сети с трехгодичной отсрочкой. Необходимо только единовременно внести аванс в размере 5% от общей суммы.

Подключение мощности до 15 киловатт для физических и юридических лиц должно теперь производиться за почти символическую сумму 550 рублей. Такой порядок существовал и раньше, но с существенной оговоркой: «при наличии технической возможности»... Теперь же получение энергетических услуг не зависит от доброй или злой воли поставщиков.

Впрочем, предприниматели пока не спешат радоваться. Да, в последнее время на «отсутствие технических возможностей» энергетики больше не ссылаются. Но причиной отказов часто служат якобы неправильно оформленные документы, необходимые при подаче заявки. Кстати, в постановлении ничего не сказано о какой-либо ответственности должностных лиц за необоснованные отказы или проволочки при подключении к сетям.

Способна ли российская энергетическая инфраструктура обеспечить новые требования законодательства? Для нашего города этот вопрос также остается актуальным. Уже в течение нескольких лет бизнес-сообщество безрезультатно требует от энергетиков опубликовать энергетическую карту города, чтобы потенциальные потребители имели четкое представление, в каких районах Петербурга подключение может быть произведено быстро и беспроблемно, а где действительно имеются объективные трудности...

Недоработкой недавно принятого постановления можно считать и его несогласованность с правительственным постановлением № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Эти два документа фактически противоречат друг другу: постановление № 334 отменяет необходимость согласования подключения электроустановок до 100 киловатт с «Ростехнадзором». А в постановлении № 530 экспертиза «Ростехнадзора» является обязательной.

Как прокомментировал присутствовавший на «круглом столе» начальник управления по перспективному развитию комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга Александр Назаров: «Возникшая юридическая путаница побудила вице-губернатора Михаила Осеевского обратиться с запросом к первому вице-премьеру России Игорю Шувалову». Впрочем, о результатах этого обращения чиновник ничего сказать не смог.

Прямые договоры

Людям, далеким от предпринимательской деятельности, не вполне понятно, почему бизнесменам так важно иметь возможность заключать прямые договоры с энергетиками. Ситуация такова. Альтернативой «прямому договору» является «договор возмещения затрат», т. е. фактически субаренда энергетических мощностей. Проблема этой схемы в том, что поставки электроэнергии в любой момент могут быть уменьшены или вообще прекращены. Субарендатор практически лишен какой-либо юридической защиты.

Как это ни странно, экономический кризис может предоставить малому и среднему бизнесу дополнительные шансы. Потребление электроэнергии в стране сократилось, крупные рыночные игроки замораживают свои энергоемкие проекты. В этих условиях для малых и средних потребителей подключиться к энергосетям, несмотря на все бюрократические проволочки, стало намного проще.

Кроме того, было бы несправедливо не замечать усилия администрации Санкт-Петербурга и энергетиков по вводу в строй новых энергетических мощностей. По словам Александра Назарова, за последние три года в городе запущено пять новых энергетических подстанций, которые в общей сложности дали потребителям дополнительно один гигаватт электроэнетической мощности.

Впрочем, ни правительственные постановления, ни дополнительные энергетические мощности не могут заменить равноправный уважительный диалог между энергетиками и структурами малого и среднего бизнеса. Увы, диалог этот пока еще не налажен...