Сергей ПРИХОДЬКО: "С Бирюковым – нормальные взаимоотношения. Мы даже жили в одном доме"

Сергей ПРИХОДЬКО: "С Бирюковым – нормальные взаимоотношения. Мы даже жили в одном доме"

Сергей Приходько – в прошлом вратарь и тренер «Зенита» – главный в минском «Динамо»?! Загляните на офсайт минчан, если не верите. Впрочем, вашему покорному слуге

Сергей Приходько – в прошлом вратарь и тренер «Зенита» – главный в минском «Динамо»?! Загляните на офсайт минчан, если не верите. Впрочем, вашему покорному слуге удалось выяснить: Приходько в «Динамо» главный тренер формально. В Минске он отвечает за подготовку вратарей. Просто у Сергея Гуренко, возглавившего в августе одного из лидеров чемпионата Белоруссии, нет тренерской лицензии. Сергей Александрович никогда прежде не был словоохотлив с журналистами, но для «90 минут» сделал исключение.

Петр УДОВЕНКО

В шесть утра начинают работать дворники, а в восемь выходишь из дома – чистота

– Сергей Александрович, какими ветрами занесло вас в Минск? Для многих такой поворот событий оказался неожиданным.
– Неожиданным? А не было ли неожиданностью, когда я три года работал на Украине, в донецком «Металлурге»? Минское «Динамо» – марка, бренд, если хотите, еще со времен бывшего СССР, чемпион 1982 года. Мне предложили контракт – я не долго-то и раздумывал. Приехал, посмотрел условия, переговорил с руководством – генеральным директором, спортивным директором – после этого отпали последние сомнения.

– В Петербурге или Донецке вы занимались работой с вратарями. В Минске спектр деятельности Сергея Приходько шире?
– Основа – вратарская. Помимо главной команды, под моим контролем вратари дубля и школы «Динамо» (Минск).

– Как делите кресло главного тренера с Сергеем Гуренко? Получается любопытная ситуация: де-юре команду возглавляете вы, де-факто – бывший защитник «Локомотива»…
– У нас прекрасные взаимоотношения, как рабочие, так и человеческие. Делить нам нечего! А то, что у Сергея нет тренерской лицензии… не вижу в этом проблемы. Мы-то все знаем, что главный – Гуренко.

Все прекрасно знакомы с футболистом Гуренко. Сегодня он молодой, начинающий тренер, который понимает футбол, знает требования к футболистам. А главное – Сергей раскрепостил ребят, дал возможность поверить в себя.

– Год назад борисовский БАТЭ играл в одной группе с «Зенитом» в Лиге чемпионов. Все мы смогли оценить уровень лидера белорусского футбола. Не так уж этот уровень, на мой взгляд, и слабый. В Питере команда Дика Адвокаата и вовсе отыгрывалась. В чем феномен БАТЭ – бессменного чемпиона республики? Почему об успехах минского «Динамо» мы говорим в прошедшем времени?
– На сегодняшний день у нас одна из самых молодых команд в Белоруссии. 12 футболистов играют в молодежной сборной. В БАТЭ же зрелые, сформировавшиеся исполнители. Вместе они уже несколько сезонов кряду. В этом я вижу разницу. У них очень грамотно поставлена селекция. Если кого-то продают или покупают, то делают это точечно.

– Приезжая в Минск, мысленно возвращаешься во времена Союза. И не в плане негатива, пережитков прошлого. Наоборот, на улицах чистота, ни одной пивной бутылки, ни одного брошенного окурка, автобусы ходят строго по расписанию… Вам комфортно в столице современной Белоруссии?
– Нравится, очень нравится. Аналогии, которые вы привели, думаю, вполне уместны. Бывает в России друзья и коллеги моего поколения спрашивают: «Как там в Белоруссии? Так же, как и раньше?». «Как и раньше», – отвечаю. В Минске всегда было чисто и аккуратно. А почему? Потому что люди работают!!! Даже если вечером гора мусора лежит, то в шесть утра начинают работать дворники, а в восемь выходишь из дома – чистота. Моя супруга с удовольствием приезжает в Минск. Однако Питер остается Питером. Это мой город. Там у меня все! При первой возможность стараюсь вырваться домой.

– В связи с этим напрашивается вопрос: что ждет вас в перспективе?
– 31 декабря у меня заканчивается контракт с «Динамо». Буквально несколько дней назад вместе с генеральным директором обсуждали варианты его продления.

С Быстровым фанаты позволяют лишнее

– Как складывается карьера у вашего сына – Сергея Приходько-младшего? Последним его клубом в Петербурге был «Зенит-2», который тренировал Вячеслав Мельников. Однако с той поры минуло уже пять лет. Сергей успел поиграть за «Луч-Энергию» из Владивостока, саратовский «Сокол», череповецкую «Шексну»...
– … А в 2008 году перешел в одесский «Черноморец». К сожалению, не все у Сергея складывается гладко. На протяжении четырех месяцев сына мучили боли в области лопатки. Тренировался, играл через боль. Врачи не придавали этому серьезное значение. В конце концов, приняли решение обследоваться. Сергей лечился в Киеве, а сейчас в Петербурге проходит реабилитацию. К следующему сезону будет в полной боевой готовности.

– Не кажется ли вам странной ситуация, когда питерский вратарь с хорошо поставленной школой, отправляется в Одессу, а в питерских же «Динамо» или «Смене-Зенит» вратарская линия требует усиления. Где логика?
– За других не буду говорить, а за сына скажу. Когда я уходил из «Зенита», у Сергея заканчивался контракт. Ему предлагали остаться, переподписать соглашение. Однако в ту пору команду возглавили тренеры-легиогнеры Петржела и Боровичка. Вскоре я понял, что работы с вратарями в клубе не будет, сам посоветовал Сергею уйти и получать игровую практику.

– Команда СДЮШОР «Смена» мальчишек 1984 года рождения – уникальная в своем роде. Такой высокий процент футболистов играют в высшей лиги за сборную России. Быстров, Денисов, Власов, вратарь Сергей Иванов. Ваш сын тоже играл в команде Василия Костровского. Урожайный год? Не кажется ли вам такое объяснение слишком банальным?
– Специалисты знают: в детском футболе не каждый выпуск может быть плодовитым. В той же «Смене» случались совершенно пустые выпуски, а в нашем случае получилось наоборот. Поэтому формулировка – «урожайный год», – на мой взгляд, справедлива. Хотя и заслуга тренера здесь очевидна. Василий Александрович, надо отдать ему должное, грамотно отбирал ребят. Не просто – кого попало, а на каждую конкретную позицию.

– Полагаю, наслышаны о ситуации вокруг Владимира Быстрова. Вы давно знакомы с Володей, он свой – питерский, и вдруг уходит в «Спартак»… Реакция болельщиков на его возвращение была очевидной?
– Фанаты позволяют себе лишнее. Думаю, все знают корни проблемы. Петржела сказал, что не видит в Быстрове футболиста и не верит его перспективу. Что оставалось делать игроку? Поступило предложение от «Спартака». Почему человек должен отказываться, если главный тренер «Зенита» парню не доверяет? Сегодня он вернулся домой, забивает в каждой игре, радоваться нужно!..

– Но ведь речь идет о «Спартаке»! В этом и заключается антагонизм зенитовских болельщиков. Для них «Спартак», что красная тряпка для быка. Мне кажется, подобный переход еще 10-20 лет назад был невозможен по определению?
– Вы так считаете? А давайте вспомним Сергея Дмитриева. Он поиграл в «Спартаке», а затем вернулся в Питер, выступал за «Динамо» и никто из болельщиков даже не думал клеймить его позором. Человек был обеспечен работой, кормил семью. Мы же рассуждаем о профессиональном футболе. Не все, тренеры или игроки, могут найти работу в Петербурге. Я востребован в Минске, Володя был востребован в «Спартаке». Это нормальная ситуация.

– В Минске удается смотреть чемпионат России, матчи «Зенита»?
– У нас на базе есть спутниковая тарелка. Конечно, по мере возможности смотрю игры родной команды. Вот в прошлую субботу видел первый тайм матча с «Москвой». Позже от коллег узнал результат. Расстроился.

– Наверняка вы слышали, что в «Зенит» активно сватают итальянца Лучано Спалетти. Неужели российский тренер не может тренировать команду?
– Может! Я в этом убежден.

– Приведите аргументы?
– В тот период времени, когда я работал в «Зените», клубный бюджет равнялся 15 миллионам долларов. Мы экономили на всем. Была проблема провести заграничный сбор, а уж купить дорогого игрока… Сейчас «Зенит» твердо стоит на ногах, у клуба есть серьезные деньги. В команде собраны высококлассные исполнители, которых не надо обучать. На мой взгляд, привлечение иностранного специалиста – это абсолютно не нужные расходы, которые с лихвой можно потратить на детский футбол или реконструкцию базы в Удельной.

– То есть, Анатолий Давыдов способен давать результат?
– И в России, и в европейских турнирах. Анатолий Викторович прошел огромную школу: и как игрока, и как тренера. Он правильно понимает и видит футбол.

Пропустил три от «Зенита» и получил приглашение в… «Зенит»

– Этой осенью Петербург-Ленинград будет отмечать 25-летие победы «Зенита» в чемпионате СССР. Футбольное братство «Зенит»-84 по-прежнему живо?
– Стараемся общаться, собираться. Ребятам, живущим в Питере, проще. Они и на первенство города играют, в других турнирах участвуют. Я же из Минска сумел вырваться два или три раза.

– С кем-то общаетесь по средствам телефонной связи?
– Конечно! Узнаю зенитовские новости у Володи Долгополова. Регулярно созваниваемся с Сергеем Дмитриевым.

– В чемпионском составе «Зенита» играли четыре некоренных петербуржца-ленинградца, давным-давно ставшие своими, – Бирюков, Давыдов, Мельников, Приходько. Поведайте историю вашего появления на берегах Невы?
– В 1983-м я проходил службу в армии – в смоленской «Искре». До дембеля оставалось полгода. Играли мы кубковый матч с «Зенитом» в СКК. Держались до 75-й минуты, а затем трижды мяч побывал в моих воротах. Вечером в гостинице появились Павел Садырин и Владимир Корнев (один из тренеров «Зенита» – прим. «90 минут»). Мы переговорили, и я сразу же согласился на переход.

– Почему?
– К тому времени я уже был женат, а моя супруга училась в Академии художеств имени Репина. Так судьба сложилась.

– Думаю, вы понимали, что безоговорочный первый номер в «Зените» Михаил Бирюков. За пять сезонов вы появились в воротах лишь в 13-ти матчах. Как складывались взаимоотношения с Михаилом Юрьевичем? Не было ли с вашей стороны ревности, зависти?
– У нас всегда с Мишей были нормальные, ровные взаимоотношения. Скажу более, мы даже жили в одном доме, только в разных парадных. Уже тренерами вместе работали в «Зените», «Петротресте» и никогда не возникало проблем. Сейчас, конечно, чуть удалились друг от друга. Работаем в разных городах, даже в разных странах (смеется). Зато в прошлом году с радостью побывал на юбилее Михаила Юрьевича.

– Золотые медали в 1984-м получили всего 15 зенитовцев. Таковы были футбольные законы в «стране Советов». Но ведь к каждой игре вы готовились вместе с «основой», сидели на карантинах, месяцами были оторваны от семьи. Не обидно?
– Не мне давать оценку этой ситуации. Федерация футбола так решила… Хотя, те кто попадал в заявку заслужили «золото». Футбол такая игра, что в обойме тренера находятся 13-14 футболистов. Остальным сложно наиграть на медаль, особенно вратарю. Тем не менее мы в любой момент готовы выйти на поле и составляли конкуренцию «основе».

Садырин сказал: «Ты мне нужен»

– Возвращение в «Зенит» в 1995-м – заслуга Павла Федоровича?
– Садырина, вечная ему память. У меня в Словакии был контракт еще на полтора года. Меня все устраивало, спокойная жизнь. Однако звонок из Питера все перевернул. «Ты мне нужен. Мы ставим задачу вернуть «Зенит» в высшую лигу», – произнес Павел Федорович. После этих слов у меня отпали все сомнения.

– В том сезоне запомнилась игра в Тольятти. В воротах вы творили чудеса, что позволило «Зениту» обыграть «Ладу» – прямого конкурента в борьбе за три путевки в элиту. Это была лучшая игра в карьере Сергея Приходько?
– Хорошая, но не лучшая. У меня в памяти остался четвертьфинал Кубка России против «Спартака» весной 1997-го. Рому Березовского вызвали в сборную Армении, и Анатолий Бышовец доверил мне место в воротах. Мы на выезде обыграли бессменного чемпиона России с Титовым и Тихоновым в составе. Хотя… в душе остался практически каждый матч. Удачный или неудачный. Неудачный, тем более!

– По сути, вы оказались первым тренером вратарей в истории «Зенита». Насколько сложно быть первопроходцем?
– Когда президент клуба Виталий Мутко предложил работать с вратарями, я пожертвовал своим отпуском и отправился в Киев к Михаилу Михайлову, который действительно первым в бывшем Союзе начал целенаправленно заниматься с вратарями.
Провел там пять дней, получил массу полезной методической информации. С годами выработал систему, от которой не отхожу и сегодня. Она дает результат. Слава Малафеев начинал еще «сопливым»; как я шучу, мальчишкой, но мне удалось поставить ему школу. Жаль, что многие об этом уже и не помнят…

– Сергей Александрович, во все времена вы стильно одевались. Кто-то занимается вашим имиджем?
– Имиджем? Мы и слова-то такого не знали (смеется). Удивили вы меня этим вопросом. Просто всегда следил за собой и старался достойно выглядеть. Если ты вышел на определенный уровень, ниже нельзя опускаться. С другой стороны, кто не любит красиво одеваться? Правильно?

Сергей Приходько
Родился 7 марта 1962 года в Караганде
Амплуа – вратарь
Мастер спорта СССР
Выступал за клубы «Спартак» (Кострома, 1980-1981); «Искра» (Смоленск, 1982-1983); «Зенит» (Ленинград, 1983-1988); «Металлург» (Липецк, 1988); «Ротор» (Волгоград, 1988-1990); ЦСКА (Москва, 1990-1991); «Дунайска Стреда» (Словакия, 1991-1994); «Зенит» (Санкт-Петербург, 1995-1999).
Чемпион СССР 1984 года. Обладатель малых бронзовых медалей в первой лиге 1995 года.
Работал тренером в «Зените» (Санкт-Петербург, 1999-2002); «Петротресте» (Санкт-Петербург, 2003); «Металлурге» (Донецк, Украина, 2006-2008).
Тренер «Динамо» (Минск) с 2008 года.

Автор: 653038