Перекрыл трассу? В тюрьму!

Перекрыл трассу? В тюрьму!

Сажать в тюрьму на 2 года или штрафовать на сумму в 100 тысяч рублей тех, кто организует и участвует в акциях по перекрытию автомобильных и железнодорожных трасс, предлагают в правительстве РФ.

Сажать в тюрьму на 2 года или штрафовать на сумму в 100 тысяч рублей тех, кто организует и участвует в акциях по перекрытию автомобильных и железнодорожных трасс, предлагают в правительстве РФ. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс и другие законы уже направлены для рассмотрения в ГосДуму. Официально изменения направлены на обеспечение безопасности и пресечение терактов. В свою очередь, эксперты и даже автомобилисты, опрошенные «Фонтанкой», уверены: речь идет о попытке «закручивания гаек» для оппозиционеров и недопущения нового «Пикалево». А отчаявшихся сограждан, выходящих на подобные акции, наказания и штрафы не остановят.

Согласно данным «Коммерсанта», поправки в УК РФ и другие законодательные акты, направленные на повышение дорожной безопасности, были внесены в ГосДуму перед самым Новым годом. Их сторонники объясняют инициативу реакцией на трагедию с «Невским экспрессом». Кроме введения в УК новой статьи 263.1, согласно которой вводится наказание за «несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности» для официальных лиц, которых в зависимости от ответственности будут штрафовать на сумму до 80 тыс. руб. или даже сажать в тюрьму на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, предлагается наказывать «субъектов транспортной инфраструктуры» за «непредоставление или несвоевременное предоставление информации об угрозах совершения, в том числе и терактов».

Однако наибольший резонанс уже вызвала другая инициатива - ввести еще одно новое уголовное наказание - сажать или штрафовать за сам факт "блокирования транспортных магистралей". Сейчас, согласно действующим нормам, отвечать за подобные акции придется только в том случае, если по неосторожности причиняется тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб, мероприятия оборачиваются "смертью человека", "смертью двух или более лиц". Согласно же нововведениям, предложенным правительством, любого участника акции можно будет отправить в тюрьму на два года или оштрафовать на 100 тыс. рублей.

Исполнительный директор общероссийского ОГФ Ольга Курносова инициативу правительства иначе как попыткой «пресечь последнюю форму диалога властей с народом» назвать не смогла. «Логика этих инициатив очевидна и проста. После событий в Пикалево многие россияне поняли, что перекрытие трасс - это действенный способ достучаться до власти. Теперь и этот способ хотят закрыть. Но не стоит забывать, что люди, которые выходят на такие мероприятия, делают это в состоянии отчаяния, это некий даже не крик, а вопль о помощи к власти. Поэтому не думаю, что ужесточение наказаний что-то изменит», - полагает она.

Согласен с ней и главный петербургский «яблочник» Максим Резник. «Понятно, что эта инициатива направлена не против террористов, ведь террористы никогда ничего не блокируют. Блокируют люди, доведенные до отчаяния. Ничего нового я в этих поправках не вижу. Новое только в том, что в очередной раз расходятся слова с делами. Это обычная практика — применение репрессивных мер посредством Уголовного кодекса. Вместо диалога — страх. Впрочем, подавление - абсолютно нормальная мера для нынешнего авторитарного режима», - говорит он.

Глава петербургских нацболов Андрей Дмитриев тоже склонен видеть в действиях властей попытку не допустить нового Пикалево. «Пикалево и кризис — вот истинная причина подготовки этих поправок. Люди, доведенные до отчаяния, лишившиеся работы и всех благ цивилизации, тогда привлекли к себе внимание всей страны. К ним приехал Путин и начал что-то предпринимать. Остальные рабочие в России увидели, что проблему можно решить лишь перекрытием трассы и переняли этот опыт. Перекрытие магистрали в рамках акций протеста является одним из важнейших инструментов в арсенале политической борьбы. Достаточно вспомнить ситуацию с монетизацией льгот. К тому же важно определить, что подразумевается под транспортной коммуникацией. В Петербурге под этим сочетанием можно понимать все, что угодно. Исаакиевская площадь — это транспортная коммуникация или нет? Предположим, человек выйдет на пикет напротив Мариинского дворца и на него сразу заведут уголовное дело, таким образом, можно будет судить участника любого пикета, притянув все за уши. Самое важное, что перекрытие магистрали носит ненасильственный характер и является мирной акцией», - отмечает он.

В свою очередь, председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов также считает, что данные предложения направлены не на обеспечение безопасности, а на закручивание гаек для оппозиционеров и всех тех, кто осмеливается выступать против власти. «В подобных случаях автомобилисты всегда понимали протестующих и терпеливо относились к происходящему, поскольку и мы сами не раз организовывали подобные акции. И законодательные нововведения ударят и по нам тоже»,- считает он.

Напомним, события в Пикалево прогремели этим летом на всю страну, затмив даже XIII Петербургский форум. На 1 июня в городке с населением в 22 тысячи человек 1070 официально числились безработными. Долги по зарплате превысили 41 миллион рублей. В итоге 2 июня около 200 пикалевцев, доведенных до крайности, перекрыли федеральную трассу. 4 июня в Пикалево прибыл премьер-министр Путин. Под его давлением собственники подписали первые 3-месячные контракты, которые позволили возобновить производство.

Впрочем, перекрытие дорог оппозиционеры действительно используют довольно часто. Один из самых громких случаев произошел 24 сентября прошлого года, когда малые предприниматели перекрыли дорогу на пути следования губернатора Петербурга Валентины Матвиенко на работу. В 8:40 утра Приморское шоссе было перекрыто живым щитом в районе бывшей станции "Морская" (в районе Лисьего Носа). Протестующие не дали кортежу губернатора двигаться в сторону Петербурга по традиционному маршруту с дачи в Смольный. Машины были вынуждены развернуться, чтобы воспользоваться другой трассой, проходящей через Сестрорецк. Однако, по словам бастующих, и там кортеж ожидали люди на дороге.

Светлана Коваленко, Александра Гармажапова,
"Фонтанка.ру"