В Петербурге хотят забыть про Романова

В Петербурге хотят забыть про Романова

В Петербурге тлеет скандал с установкой мемориальной доски первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову. Вслед за демократами готовит обращение к градоначальнице с просьбой отменить

В Петербурге тлеет скандал с установкой мемориальной доски первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову. Вслед за демократами готовит обращение к градоначальнице с просьбой отменить постановление об увековечивании памяти Романова творческая интеллигенция. Под документом уже поставили свои подписи актеры Олег Басилашвили, Алексей Девотченко, историк Яков Гордин, писатель Борис Стругацкий, режиссер Алексей Герман и поэт Александр Кушнер. «Фонтанка» проанализировала, как установка памятного знака в честь Григория Романова стала вообще возможной, ведь с даты его смерти явно не прошли установленные городским законом 30 лет.

Постановление № 427 "Об установке мемориальной доски Г. В. Романову" городское правительство приняло 23 апреля 2010 года, в СМИ информация была обнародована 30 апреля. В документе предписывается "в целях увековечения памяти государственного деятеля "установить в 2010 году на фасаде дома №1/5 по ул. Куйбышева мемориальную доску со следующим текстом: "В этом доме с 1972 по 1984 год жил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов".

Заказчиком акции выступило межрегиональное отраслевое некоммерческое объединение промышленников и предпринимателей (работодателей) "Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области", которое за свой счет осуществляет "проектирование, изготовление, установку, а также последующие ремонт и реставрацию мемориальной доски". Ему же вменяется обеспечивать "сохранность и надлежащее содержание мемориальной доски".

Отметим, что возглавляет ассоциацию генеральный директор "Адмиралтейских верфей", почетный гражданин Петербурга, Владимир Александров, а непосредственно автором инициативы выступил тоже достаточно известный представитель судостроительной сферы - Владимир Ходырев. Сам Романов в 1956–1964 годах работал на судостроительном заводе имени А.А. Жданова (теперь «Северная верфь»). Впрочем, Александрова с Романовым объединяет и Ленинградский кораблестроительный институт, которые оба закончили, а Ходырева – общая партийная деятельность - в 1974—1983 он был первым секретарем Смольнинского райкома, затем заведующим отделом, затем вторым секретарем Ленинградского обкома КПСС.

Как только стало известно об инициативе городских властей, известный петербургский политолог Борис Вишневский тут же заявил СМИ, что в качестве «подарка» к Дню Победы власти хотят увековечить одного из самых зловещих и одиозных коммунистических вождей советской эпохи». Решение властей Вишневский был готов объяснить просто: именно при Романове нынешний губернатор, как известно, выросла с инструктора райкома ВЛКСМ до первого секретаря обкома комсомола, «чего нельзя было сделать без личной санкции и одобрения Романова. В свою очередь, 4 мая на заседании бюро петербургские «яблочники» приняли обращение к главе города, в котором потребовали отменить «позорное постановление».

«Григорий Романов – человек, имя которого связано с мрачными и гнетущими страницами в истории Ленинграда. Он уничтожал и травил деятелей культуры, изгнал из города Сергея Юрского и Аркадия Райкина, Иосифа Бродского и Сергея Довлатова, преследовал Георгия Товстоногова. Он подавлял любое свободомыслие и отличался патологическим антисемитизмом. Он запрещал неугодные книги, фильмы и спектакли, он ненавидел интеллигенцию, и по праву стал одним из символов эпохи застоя», - говорилось в их документе.

Примеру «яблочников» решила последовать та самая петербургская творческая интеллигенция, на защиту которой встали политики. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» Вишневский, на днях в городе начался сбор подписей под еще одним обращением к градоначальнице. Под документом уже подписались около 30 человек, среди которых актеры Олег Басилашвили и Алексей Девотченко, писатели Яков Гордин и Борис Стругацкий, режиссер Алексей Герман и поэт Александр Кушнер. Требования те же — отменить постановление об увековечивании памяти первого секретаря Ленинградского обкома.

Меж тем, согласно городскому законодательству, мемориальные доски могут устанавливаться в городе (по аналогии с законодательством о памятниках) лишь в память о событии, происшедшем не менее 30 лет назад, либо в память о выдающемся человеке, со дня смерти которого прошло не менее 30 лет. Этого явно нет в случае с Романовым, скончавшимся в Москве в 2008 году. Но есть и «обходной путь»: так, до истечения указанного срока со дня смерти может быть увековечена память лауреатов Нобелевской премии, почетных граждан Северной столицы, а также иных жителей Петербурга, внесших значительный вклад в определенную сферу деятельности, по письменному указанию (поручению) губернатора. В случае с мемориальными досками инициативу должен предварительно рассмотреть Совет по мемориальным доскам при комитете по культуре, а затем должно быть издано постановление правительства.

В пресс-службе комитета по культуре, глава которого Антон Губанков возглавляет и совет по мемориальным доскам, «Фонтанке» ситуацию с Романовым прояснить не посчитали необходимым, отметив лишь, «что есть постановление городского правительства, и мы его не комментируем».

Автор инициативы Владимир Ходырев озвучить «Фонтанке» свои представления о значительном вкладе Романова также не смог: для комментариев он оказался недоступен.

Отметим, что сказать, будто инициатива с мемориальной доской Романову с игнорированием не истекшего 30-летнего срока - первая в истории городской жизни, тоже нельзя. Так, в 2002 году на перекрестке улицы Рубинштейна и Невского проспекта была открыта доска в память о вице-губернаторе Михаиле Маневиче, убитом в 1997 году. А в 2007 году на Васильевском острове увековечили таким образом память композитора Андрея Петрова, скончавшегося в феврале 2006 года.

«Досрочно» в Петербурге был установлен и бюст Галины Старовойтовой в одноименном сквере на Суворовском проспекте, а также памятник Анатолию Собчаку на углу Большого проспекта В.О. и 26-й линии.

Как говорили тогда в КГА, "и со Старовойтовой, и в случае с Анатолием Собчаком были прямые решения президента или правительства РФ об увековечивании памяти — вопрос решался даже не на городском, а на федеральном уровне".

В феврале 2010 года стало известно и то, что губернатор Петербурга разрешила установить памятник знаменитому рок-музыканту Виктору Цою в лесопарке Александрино, на пр. Ветеранов в Кировском районе. С даты его смерти также не прошло 30 лет.

«Именно поэтому для нас и не принципиален вопрос о сроках в городском законодательстве. Для нас важно само понимание, что означает «значительный вклад», и уж явно Романов не тот человек, который мог его внести»,- убежден Вишневский, отмечающий что, к примеру, совсем недавно петербургские власти отказали в установке мемориальной доски на Наличной, 12, подводнику, герою Великой Отечественной войны Василию Тураеву, умершему более 30 лет назад.

«Несмотря на то, что он 5 раз был награжден Орденом боевого Красного знамени и другими государственными наградами, представлялся к званию Героя СССР, было предложено найти другие способы увековечивания его памяти, например через СМИ», - пояснил Вишневский, посчитавший совпадение времени рассмотрения вопроса о Тураеве и Романове и решения властей по этим двум вопросам знаменательными, «особенно в свете грядущей годовщины 65-летия Победы».

Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру"