СКП не может спать спокойно. Пока у депутатов есть иммунитет

СКП не может спать спокойно. Пока у депутатов есть иммунитет

Глава следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин считает, что правоохранительным органам пора прекратить заниматься ловлей «блох и стрелочников», а надо перейти на

Глава следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин считает, что правоохранительным органам пора прекратить заниматься ловлей «блох и стрелочников», а надо перейти на качественно новый уровень - чиновников более высокого ранга. На депутатов Госдумы, к примеру. А для этого необходимо лишить их «особого правового статуса». Петербургские эксперты, опрошенные «Фонтанкой» в недоумении: о громких арестах в последнее время что-то слышно мало, да и с трудом верится, что современные парламентарии что-то решают сами без подсказки Кремля. Другой вопрос - если вдруг осмелятся. Тогда вполне можно будет намекнуть «несогласным» на соответствующие уголовные перспективы.

Как передают федеральные СМИ, с громким заявлением о необходимости сокращения категории лиц, обладающих особым правовым статусом, то есть, попросту говоря, так называемым иммунитетом, Бастрыкин выступил накануне на выездном заседании коллегии СКП в Волгограде.

"Что-то надо делать с иммунитетом депутатов. Мы часто годами ведем переписку с законодательными органами, члены которых подозреваются в совершении тяжких преступлений. И иногда некоторым из них удается использовать свой правовой статус и уходить от уголовной ответственности. Ловим блох и стрелочников, а надо заниматься чиновниками высокого уровня, которые создают условия для коррупции и дают пример своим подчиненным", - заявил он, отметив, что "эти имена хорошо известны».

В доказательство своей правоты глава СКП привел данные, согласно которым в первом полугодии 2010 года следственный комитет добился около 800 решений об уголовном преследовании лиц с особым правовым статусом, из которых 500 — депутаты и выборные главы органов местного самоуправления (МСУ), 23 региональных депутата. Решение об уголовном преследовании также принято в отношении 14 членов избиркомов, 5 судей, 17 прокуроров, 71 адвоката, 92 следователей различных следственных органов, для которых также действует особый порядок привлечения к уголовной ответственности.

Кстати, в различных формулировках о необходимости лишения особого статуса «привилегированных» лиц Бастрыкин говорит с завидным постоянством. Подобные предложения от него поступали и в 2009 году, после чего даже ВЦИОМ провел соответствующий опрос на эту тему. И как выяснилось, исходя из полученных данных, россияне главу СКП в его инициативе полностью поддерживают.

Так, более половины (56%) наших сограждан убеждены, что лишение депутатов неприкосновенности безусловно поможет борьбе с коррупцией, еще треть (29%) полагают, что эта мера скорее будет действенной. Усомнились в эффективности этой меры лишь 7% респондентов, еще 8% опрошенных затруднились ответить.

По данным опроса, с упрощением порядка привлечения депутатов к ответственности согласны сторонники всех основных политических партий в России - у сторонников разных партий уровень поддержки колеблется от 80 до 100%. Более других, как показал опрос, с такой мерой согласны предприниматели — 71% сочли, что это безусловно поможет борьбе с коррупцией, 24% предположили, что она скорее будет эффективной.

Но если годичной давности предложения Бастрыкина особого энтузиазма у «думцев» не вызвали, то теперь, как пишет газета «Коммерсант», глава комитета по конституционному законодательству ГосДумы РФ Владимир Плигин даже, вроде бы, заявил, что парламент «готов это обсуждать».

"Однако я не согласен, что кто-то гонится за особым статусом, чтобы скрыться от правосудия. Список таких лиц предметно выверен. Госдумой неоднократно давалось согласие о возбуждении уголовного дела и во всех случаях вопрос обсуждался предметно", - цитирует его издание, отмечая, что Плигин не смог сказать, на каких именно членах "законодательных органов страны", уходящих от ответственности, намекал глава СКП.

Петербургские эксперты, опрошенные «Фонтанкой», к инициативе Бастрыкина отнеслись, наоборот, негативно.

По мнению политолога Бориса Вишневского, «депутаты сейчас, в отличие от чиновников, ничем не распоряжаются, но зато могут высказать свое мнение, поэтому просто необходимо сохранить норму, чтобы лицо, избранное другими гражданами, было бы защищено от возможного преследования за свои мысли».

«Не секрет, что сейчас уголовное дело в России можно сфабриковать против кого угодно довольно легко, и, вполне возможно, что так и будет делаться, в отношении тех, кто вдруг захочет высказать отличную от Кремля точку зрения», - отмечает он и добавляет, что это попытки со стороны СКП «вынести ребенка вместе с водой».

«Я готов принять инициативу Бастрыкина, если бы были громкие аресты других чиновников, если бы СКП призвал к реальной ответственности хотя бы одного представителя администрации президента, хотя бы одного губернатора. Но этого нет. Это делать боятся. А потому в очередной раз используют прием «громоотвода», - сказал он.

Единственным же защитником Бастрыкина выступил экс-начальник петербургского ГУВД, депутат Аркадий Крамарев.

«Я считаю, что у абсолютно всех граждан в нашей стране должен быть одинаковый статус. И у парламентариев, и у президента, и у самого Бастрыкина. Тогда это будет правильно. Я знаю, что правозащитники и сами парламентарии на попытки лишить депутатов особого статуса обычно говорят о необходимости вести политическую работу. Но некоторые, да даже многие из них, никакой такой работы в принципе не ведут, да и идут в депутаты только за тем, чтобы получить этот статус. Известны и случаи, когда откровенные представители криминала идут в ГосДуму, чтобы стать неприкосновенными», - заметил он, напомнив, что и в городском ЗакСе для парламентариев пока тоже есть нормы об особом положении.

Как пояснили «Фонтанке» в Горизбиркоме, в Петербурге для привлечения к уголовной ответственности парламентария необходимо представление прокурора и согласие ЗакСА.

Напомним, в ЗакСе самый громкий скандал разразился с Юрием Шутовым. В его отношении в итоге было возбуждено уголовное дело (организация шести убийств). Но лишить авторитетного депутата иммунитета удалось лишь за два депутатских срока. В 2006 году спикер парламента Вадим Тюльпанов зачитал письмо, полученное из Городского суда в ответ на посланный парламентариями запрос о том, что 21 ноября приговор в отношении Шутова, предусматривающий его пожизненное заключение, вступил в законную силу. И только тогда его лишили депутатских полномочий.

В 2001 года не менее скандальный прецедент был и с парламентарием Сергеем Шевченко. 15 ноября 2001 года Куйбышевский районный суд принял решение приговорить его к 7,5 годам заключения условно. Дело заключалось в вымогательстве парламентарием у издателя журнала "Телевик" Максима Кузахметова 10 тысяч долларов и 5 тысяч долларов у журналиста газеты "Санкт-Петербургские ведомости" Владимира Кузнецова. Шевченко должен был сложить свои депутатские полномочия, как того требовал Устав города, но ЗакС принял поправку к Уставу. Поправка позволяла осуждённым на условный срок не слагать депутатские полномочия. Однако губернатор наложил на данный законопроект вето, после чего депутат Шевченко добровольно сложил с себя полномочия.

В 2000 году петербургская прокуратура внесла в горпарламент два представления о лишении иммунитета - в отношении депутатов Владимира Сняткова и Алексея Ковалева. Сняткову инкриминировалась взятка, второго подозревали в хищении бюджетных средств из резервного депутатского фонда. Но согласие в привлечении к уголовной ответственности на них от ЗакСа получено не было.

Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру"