Полтавченко оградит наш сон от пьяниц

Полтавченко оградит наш сон от пьяниц

Запрет на продажу алкоголя с 23.00 до 7.00, введенный в 2006 году, привел к снижению потребления алкоголя населением. Именно такие данные приводит губернатор Георгий Полтавченко в ответе на

Запрет на продажу алкоголя с 23.00 до 7.00, введенный в 2006 году, привел к снижению потребления алкоголя населением. Именно такие данные приводит губернатор Георгий Полтавченко в ответе на депутатский запрос относительно новой антиалкогольной инициативы Смольного – ограничить реализацию горячительного с 21.00 до 9.00. И градоначальник убежден: с введением нового запрета на улицах станет еще спокойнее и тише.

Поводом для запроса депутата ЗакСа от фракции «Яблоко» Ольги Галкиной стал законопроект, внесенный в парламент губернатором Георгием Полтавченко и уже принятый парламентом в первом чтении. Как уже рассказывала «Фонтанка», глава города предложил увеличить временной промежуток, в течение которого в магазине нельзя купить алкоголь, на четыре часа, так, чтобы единственным легальным способом выпить с 21.00 и до 9 утра был бы поход в ресторан или кафе.

Депутата заинтересовало, повлиял ли действующий запрет на реализацию спиртного с 23.00 до 7.00, введенный в 2006 году, на объемы розничной торговли водкой и вином: ведь если эта мера не заставила горожан пить меньше, то и смысла вводить еще более жесткое ограничение нет никакого. Ответ губернатора однозначен – запрет положительно сказался на здоровье граждан.

В качестве статистической основы для такого вывода послужили данные деклараций об объемах розничной продажи алкоголя, которые с 2008 годы обязаны подавать магазины, рестораны и кафе – все учреждения, имеющие статус юридического лица и, соответственно, лицензию на реализацию населению водки, вина или пива. Декларации направляются по окончании каждого квартала в Центр контроля качества товаров, подведомственный комитету экономического развития, промышленной политики и торговли: в них компания обязана указать, сколько алкоголя было закуплено за отчетный период, какое количество было продано и сколько осталось.

Как указывает Георгий Полтавченко, в 2008 году средний объем горячительных напитков, проданных каждой отчитавшейся организацией, составил 4082 декалитра. В следующем году население залило в себя уже меньше – все тот же средний объем оказался равен 3758 дкл, то есть почти на 300 дкл меньше. Падение потребления продолжилось и в 2010-м, но уже незначительно – до 3700 дкл.

Статистика за 2011 год уже неполная: в этом году вступили в силу изменения в законодательстве, поэтому в 3-м и 4-м кварталах компании деклараций не сдавали. По сообщению губернатора, за первое полугодие средний объем проданного алкоголя составил 1750 дкл, однако просто умножать эту цифру на два было бы неправильно – в период новогодних праздников потребление крепких напитков растет, а 4-й квартал, как мы уже сказали, в отчет не попал.

Но в любом случае представленная статистика, по мнению Георгия Полтавченко, позволяет сделать вывод, что объемы продажи алкоголя, а следовательно, и его потребления снизились, «на что не мог повлиять в том числе запрет продажи алкоголя в ночное время». Он также указывает, что данный запрет направлен не только на то, чтобы граждане стали меньше пить: после его введения на улицах по ночам становится тише и спокойнее.

Правда, нужно обратить внимание на один существенный момент: как рассказали в КЭРППиТе, в 2008 - 2011 годах законодательство не накладывало обязательств по декларированию объемов проданного алкоголя на индивидуальных предпринимателей, которые, как правило, владеют небольшими магазинчиками или кафе. При этом они имели право продавать пиво – самый популярный алкогольный напиток, и, таким образом, этот рынок не попал в итоговую статистику. Отметим, что с 2012 года индивидуальные предприниматели обязаны подавать декларации наряду с юрлицами.

Эксперты указывают еще на два фактора, из-за которых итоговая статистика может расходиться с реальным положением дел. Во-первых, организации просто могли подавать неверную информацию об объеме проданного алкоголя или вовсе не выполнять этого требования. Хотя в таком случае им грозит лишение лицензии: как рассказали в КЭРППиТе, в период с 2008 по 2011 год по этой причине было отозвано 186 разрешений. Во-вторых, как говорит известный петербургский пивовар Сергей Григорьев, после введения запрета часть алкоголя стала продаваться «по-черному», то есть, как правило, без соответствующей лицензии и какого-либо декларирования.

Любопытно, что крупные розничные продавцы практически не фиксируют изменений в объеме продажи алкоголя после введения запрета на ночную продажу алкоголя в различных регионах страны. Так, как рассказали в компании X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»), снижение во всероссийском масштабе было, но в пределах сотых долей процента. Но там обращают внимание, что далеко не все сетевые магазины являются круглосуточными.

Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"

http://finance.obozrevatel.com/business-and-finance/13897-ukraintsyi-stali-menshe-pit.htm