Народные легенды у славян полны историй про загадочных существ — упырей и оборотней. Они оба связаны с темой смерти, неспокойных душ и таинственных превращений.
Разбираемся вместе с экспертом, кто такие упыри и оборотни, почему наши предки в них верили и что о них рассказывает народный фольклор.
Исследователь фольклора, лидер фолк-группы «Уста» Светлана Исаева рассказала «Городовому», почему до революции верили в нечистую силу.
«У русских народов и народностей — это и финно-угорцы, и псковская, новгородская губернии, одно общепринятое отношение к покойникам.
Все упыри и нечисть, которой пугали, считались черной силой, это все покойники. И все они делились на две категории.
Первые — это те, кто умерли в свой срок, своей смертью и похоронены по всем законам.
Вторые — это умершие не своей смертью, они называются заложные покойники.
Это люди, умершие прежде срока своей естественной смерти. Часто скончавшиеся в молодости, скоропостижно, либо это насильственная смерть.
Даже войны, убитые на войне, это тоже заложные покойники. Упыри — это, например, скончавшийся раньше времени колдун, которого не принимает земля.
Почему они ходят, бродят и вредят? Потому что их не принимает земля. Были покойники, например, женские — это кикиморки, русалки», — говорит эксперт.
У каждого народа были свои представления о нечистой силе, поэтому они немного отличаются.
Их не хоронили на общем кладбище. Деток, рано умерших хоронили в подпол — это помещение в фундаменте дома.
Славяне очень внимательно относились к смерти и всему, что с ней связано. Они знали, что если душа покинет тело неправильно, могут появиться страшные беды.
Верили, что упыри и оборотни — это существа, живущие на границе между миром живых и мёртвых. Такие существа олицетворяли страх перед неизвестным и непонятным.