Петербург — город с богатой историей и непредсказуемыми сюрпризами. В одной из петербургских коммуналок была обнаружена уникальная находка — фрагменты исторической люстры, принадлежавшей, по всей вероятности, самой Екатерине II.
Случайная находка
Коллекционер Михаил Суслов, прибывший в коммуналку на улице Белинского для оценки мебели, обнаружил несколько бронзовых деталей с фигурками баранов. Изначально они использовались в качестве настенных бра, а позже — как ручки для дверей.
В течение нескольких лет Суслов вместе со специалистами Эрмитажа занимался тщательным восстановлением люстры, собирая по фрагментам это удивительное произведение искусства.
История люстры
Благодаря тщательному анализу деталей, исследователям удалось установить, что находка представляет собой императорскую люстру конца XVIII века.
Директор галереи «Трианон» Алексей Абакумов рассказал в соцсетях:
«Удивительно, но предыдущие владельцы хранили этот предмет в разобранном виде, используя как бра и в качестве ручек для дверей».
Поиск утерянных фрагментов
После обнаружения первых деталей, Михаил Суслов начал поиск остальных фрагментов люстры. Оказалось, что некоторые из них были вывезены в Москву еще в 1970-е годы во время раздела имущества после развода прежних жителей коммунальной квартиры.
Коллекционеру удалось связаться с московской частью семьи, объяснить значимость находки и выкупить утерянные фрагменты.
Собирали по кусочкам
Находка фрагментов императорской люстры в петербургской коммуналке — лишь начало удивительной истории ее восстановления. Алексей Абакумов, директор галереи «Трианон», где теперь экспонируется люстра, рассказал о том, как в советское время произведения искусства часто оказывались в частных руках.
«В голодающие советские годы… произведения искусства распродавали повсеместно. В конце 1920-х годов появилась контора «Антиквариат», благодаря которой огромное количество предметов… были проданы на Запад, а что-то оказалось в советских квартирах», — пояснил он.
После обнаружения фрагментов люстры, началась кропотливая работа по ее восстановлению. Реставрацией руководил Валентин Молотков, эрмитажный реставратор высшей категории и лауреат Государственной премии.
«Он уже тогда был в возрасте, и я ему постоянно говорил, что не найду другого специалиста, кто сможет вот эти 1,5 тысячи фрагментов собрать воедино», — рассказал Михаил Суслов, коллекционер, нашедший люстру, в беседе с «Фонтанкой».
Расследование истории предмета
По отдельным деталям удалось воссоздать историю люстры.
«По аналогам выяснилось, что эта люстра была спроектирована архитектором Чарльзом Камероном. Таких было всего три», — рассказывает Алексей Абакумов.
Благодаря исследованиям, была определена бронзовая фабрика на Васильевском острове, где работали мастера Басселье и Шперлинг, а также скульптор Жан-Батист Шарлемань, создавший фигурки баранов для люстры.
Технология позолоты
Детали люстры были отлиты из бронзы и позолочены с помощью выпаривания ртути.
«Это была очень вредная технология… ртуть выпаривали и золото намертво скреплялось с самим предметом. Мастера… жили по 5-10 лет. Но именно благодаря им люстра и сейчас выглядит как вчера», — отмечает Михаил Суслов.
Путь люстры и дальнейшая судьба
Предположительно, люстра была создана для Екатерининского дворца. Одна из подобных люстр была зафиксирована на фотографии Михайловского замке 1920-х годов, другая сейчас находится в Павловском дворце.
После реставрации люстра была электрифицирована и несколько лет провисела в квартире коллекционера. С конца прошлого года ее экспонируют на выставках, а в будущем она снова вернется к Суслову. Продавать ее он не планирует.
Читайте также:
За роскошной прихожей скрывалось нечто: голландец побывал в петербургской коммуналке — вот его отзыв
Петербургские сокровища: во время реставрации в Доме Радио обнаружили забытую живопись
Милое и разумное правило, связанное с парками Петербурга: в редких городах России есть такое же