Петербург движется к статусу «города-банкрота»

Петербург движется к статусу «города-банкрота»

Смольный заявляет о прогнозируемом дефиците бюджета на 2021 года в размере 89,6 млрд рублей и планирует его снизить до 39.9 млрд в 2023-м. Однако реальная экономическая ситуация в Петербурге намного хуже.

Объем обязательств Петербурга по обеспечению жителей транспортной, социальной и иной инфраструктурой до 2024 года превышает 8 трлн рублей, что формирует реальный дефицит бюджета в 1,5 трлн. Как его будет закрывать Смольный – неизвестно. Город не зарабатывает деньги, так как почти не привлекает инвесторов в проекты. Также в Петербурге существует проблема недополучения доходов. Недобор налогов за первую половину 2021-го превышает 9 млрд рублей.

Сомнительные прогнозы

В конце июля правительство Петербурга провело заседание по исполнению бюджета города в первые шесть месяцев 2021 года. По его итогу губернатор Александр Беглов заявил, что бюджет исполнен с профицитом в 25 млрд рублей, а доходы Северной столицы растут опережающими темпами. За полгода доходы Петербурга возросли на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го – в казну поступило 338 млрд рублей (55,3% от плана). В Смольном с оптимизмом смотрят на ближайшие годы, считая, что рост доход позволит снизить дефицит бюджета с прогнозируемого в 89,6 млрд в 2021 году до 39,9 млрд в 2023-м.

У экспертов факт роста доходов Петербурга в первом полугодии вызвал скепсис. Так, управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский в беседе с «Коммерсант» отметил, что профицит бюджету Санкт-Петербурга не свойственен. В последние разы он был замечен в 2015 и 2018 годах. Эксперт предположил, что положительная динамика связана с ростом налоговых отчислений. И то, это заслуга главы правительства РФ Михаила Мишустина, а не Смольного.

В свою очередь анализ отчетов комитетов Петербурга, официальных госресурсов, информационной повестки показывает, что реальное экономическое состояние Северной столицы не позволяет делать позитивные прогнозы. У города большой объем госдолга и неисполненных обязательств.

Реальный дефицит бюджета

По состоянию на август 2021 года объем госдолга Петербурга составляет 85 млрд рублей. Новостное агентство FederalCity подчеркивало, что Северная столица по этому показателю входит в 10-ку самых закредитованных регионов, занимая 7-е место.

Помимо этого, у города гигантский объем неисполненных обязательств по обеспечению города соцобъектами, дорогами и инфраструктурой. Многие из них должны появиться до 2024 года. Это планируемые и учтенные расходы, которые косвенно можно считать долгом, что также формирует дефицит бюджета. Однако Смольный об этом в официальных заявлениях не упоминает. Сегодня городу нужно 224 млрд на строительство детских садов, школ, медучреждений и иных социальных объектов. 14 млрд на ремонт дорог, 202 млрд на строительство новых станций метро и депо. Одной из самых затратных и проблемных сфер является восстановление объектов культурного наследия – на исторический фонд нужно 7,4 трлн рублей. Есть и другие статьи расходов. Приблизительная сумма обязательств Петербурга, с учетом госдолга и его обслуживания (8,5 млрд ежегодно), до 2024 года превышает 8 трлн рублей. Учитывая ежегодную сумму планируемого дохода в 730 млрд, реальный ежегодный дефицит городского бюджета превышает 1,5 трлн.

Причина больших объемов госдолга и неисполненных обязательств, реализация которых еще под вопросом, кроется в том, что Петербург самостоятельно не зарабатывает деньги. Комитет по инвестициям города почти не привлекает инвесторов в строительство инфраструктуры, предпочитая заниматься старыми проектами. Механизмы государственно-частного партнерства, несмотря на их перспективность, в сфере строительства соцобъектов практически не используются. Участники рынка в беседе с «ДП» объясняли это нежеланием Смольного участвовать в сложных договорных отношениях. По мнению экспертов, ситуация в Петербурге парадоксальная - запрос на строительство есть, готовые к работе компании тоже, нет только воли у администрации города. Из-за отсутствия налаженного сотрудничества с бизнесом власти проводят невыгодную для города экономическую политику, постоянно запрашивая у федерального центра субсидии и кредиты. Для Петербурга уже стало традицией, что Александр Беглов из года в год просит денег у Москвы. В этом году на все крупные транспортные проекты запрошена помощь федцентра: на развитие метро и закупку вагонов, строительство скоростной жд-линии до Пулково, запуска трамвая для соединения города «Пушкин» и «Шушар», на ШМСД, развитие аэропорта в Левашово и другие.

Петербург недобирает налоги

Несмотря на заявления экспертов и предоставляемую ФНС информацию о том, что в Северной столице выросло число налоговых отчислений, на деле в городе существует проблема недополучения доходов. Недобор по налогам за первые шесть месяцев 2021 года превышает 9 млрд рублей. Петербург не досчитался 1,3 млрд от производимой на территории РФ подакцизной продукции, 1,7 млрд налогов от имущества физлиц, 2,9 млрд транспортных налогов. Еще 3,1 млрд приходится на недоимку штрафов по КоАП РФ, земельные налоги, недополучение доходов от реализации госимущества и прочие платежи.

Одной из причин недобора налогов в Петербурге является закрытие большого количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ИП в период ковид-пандемии. Малый бизнес не получил финансовую поддержку от Смольного в кризисный период или не смог воспользоваться предлагаемым инструментарием из-за жестких условий оказания помощи, либо созданных администрацией Беглова бюрократических препон. Сильнее всего пострадала сфера общественного питания. Губернатор согласовывал абсурдные ограничения на работу фуд-кортов в ТРК, запрещал работу ресторанов и кафе в праздничные дни, что не позволило бизнесу окупить собственные траты. Отметим, что встречные предложения бизнеса по организации работы для сохранения персонала и хоть какого-то дохода зачастую игнорировались комитетами Смольного. В 2020-м закрылось около 30 000 МСП, сообщало «ДП». В 2021-м число новых субъектов малого бизнеса несколько выросло, но доковидного уровня так и не достигло, а стабильности пока не наблюдается. К весне 2021-го, после ослабления ограничений, не открылось свыше 30% точек общепита в фудкортах. Этот год также стал критическим для индивидуальных предпринимателей – за первое полугодие закрылось более 27 тыс. ИП, сообщала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Сложившаяся неблагоприятная экономическая ситуация в Петербурге, выраженная в триллионом дефиците бюджета и недополучении многомиллиардных доходов – следствие проводимой деструктивной политики Александром Бегловым. Смольный не налаживает отношения с бизнесом, не ищет инвесторов для реализации крупных проектов или иных путей для того, чтобы город зарабатывал деньги. Администрация зачастую наоборот показывает недоговороспособность, отбивая интерес потенциальных партнеров в совместной работе. Отказ от создания условий для привлечения внебюджетных средств – серьезная проблема. Такая политика в конечном счете приведет к еще большей закредитованности Петербурга, увеличению дефицита бюджета и в конечном счете к «банкротству города». Это может стать еще одной причиной отказа федерального центра от поддержки Беглова, что ускорит его уход в отставку.

Источник фото: Legion-Media